Макаров Алексей Иванович (09.03.1913–1992) 4В
Живописец. Работал в жанрах портрета, тематической картины, пейзажа и натюрморта. Заслуженный художник РСФСР (1965). Награжден медалью «За трудовую доблесть» (1971).
Родился в с.Томышево Ульяновской области. Окончил Пензенский художественный техникум (1936), где учился у профессора Н.Ф.Петрова, и Всероссийскую академию художеств им И.Е.Репина в Ленинграде (1943), где учился у С.В.Герасимова, с отличием защитил дипломную работу «Раненые казаки». Член Союза художников СССР (1945). Неоднократно избирался членом правления МООСХ, членом зонального выставкома, членом художественных советов. Участник областных, республиканских, городских и всесоюзных выставок (1945–1992). Произведения Макарова экспонировались в Германии (1991), Франции (1993),Италии (1995). Персональные выставки (1963, 1973, 1983, 1993).
Приверженность к тематическим полотнам, к значительным по содержанию произведениям отличали творческий облик художника. В центре его творческого внимания всегда стоял человек, духовный мир которого он умел раскрыть глубоко и проникновенно.
Главное место в творчестве художника занимала ленинская тематика. «В.И.Ленин», «В.Д.Бонч-Бруевич в Горках», «Ленин с крестьянами», «Ильич в Горках» вписали несколько новых страниц в художественную Лениниану. Реалистичен и наблюдателен художник в портрете «Десятиклассница». Ему удалось передать сложное внутреннее состояние модели. Чувствуется напряженность, характер, темперамент образа. Добрую улыбку вызывают портреты детей. В картинах «На лужке», «Дети», «На крылечке», «Иринка» много юмора, свежего восприятия мира.
Алексея Макарова друзья-художники за глаза называли гением, отдавая должное его исключительному живописному дарованию. В его портретном искусстве прослеживается постоянный интерес к личности крупных деятелей русской культуры, писателей, художников, поэтов. Им посвящены полотна «В мастерской И.Е.Репина», «Л.Н.Толстой», «А.С.Пушкин в Захарове», «М.Ю.Лермонтов». При работе над этими полотнами художником руководило желание создать портрет-картину, где окружающий героя природный и предметный мир дает возможность наиболее полно раскрыть творческое начало в облике портретируемого. Особое место в наследии Макарова занимает детский портрет, где раскрывается самая трепетная часть его души. Близка и дорога живописцу и природа Подмосковья, красоту которой воспел он в пейзаже. Большое место в искусстве мастера принадлежит натюрморту. Полотна, выполненные даже в преклонном возрасте, поражают мажорной цветностью сочной, радостной живописи.
Основные работы: «Шушенское», «Илья Николаевич и Володя Ульяновы», «Ленин и Свердлов», «Ленин и Бонч-Бруевич в совхозе «Лесные поляны», «На прогулке», «Десятиклассница», «Мелкий дождичек», «Девочка с аккордеоном», «Весна в саду», «На крылечке», «Женский портрет», «Сон», «Автопортрет», «Вышивальщица», «Сталин и М.Горький у В.И.Ленина», «Первый выход молодых партизан», «Письмо от Ленина», «Тимирязев», «М.Горький у Л.Н.Толстого», «Ленин в Горках», «Ленин с крестьянами», «Ильич в Горках», «Чудесный доктор», «А.С.Пушкин», «С.Есенин», «Д.Фурманов».
Работы находятся в ряде музеев нашей страны.