Мешков Василий Васильевич (04.04.1893–1963) 3В
Живописец, пейзажист, маринист, художник театра. Мастер тематических картин на индустриальные темы. Создал ряд пейзажных циклов, дающих яркое представление о многообразии и красоте природы СССР («Сказ об Урале», 1949; «Кама», 1950; «Золотая осень в Карелии»).
Народный художник РСФСР (1963), заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Академии художеств СССР (1958). Лауреат Сталинской премии (1951) за серию пейзажей «Кама».
Родился, жил и умер в Москве. Учился в художественной школе своего отца, известного живописца В.Н.Мешкова, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1909–1917) у С.В.Малютина А.М.Корина, А.М.Васнецова, Л.О.Пастернака, В.Н.Бакшеева, А.Е.Архипова, Н.А.Касаткина, С.В.Иванова, К.А.Коровина. Окончив Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, поехал продолжать образование за границу. Вернувшись в Россию в 1914, когда началась Первая мировая война, он был мобилизован в качестве художника и много кочевал со Штабом армии. Немало этюдов о войне было создано им в эти годы. После 1917 художник оставляет излюбленную историческую тему и становится театральным художником. Поездка в Крым и на Кавказ (1924-1925) явилась рубежом в его творческой биографии: он стал увлекаться пейзажем. И хотя он продолжал быть театральным художником, не работа в театре определяла его творческие устремления, а именно увлечение пейзажем. Он создает целый ряд картин со своим «мешковским» серебристым колоритом: «Серый день», «Серебряный дождь», «Стужа», «После дождя», «Озеро». Его пейзажи передают поэтическое состояние природы, созвучное настроению художника.
С 1907 участник выставок. В 1911 примкнул к передвижникам, участвовал в передвижных выставках (1916–1923). В начале творчества писал главным образом городские пейзажи. В 1922 вступил в Ассоциацию художников революционной России и обратился к темам Октябрьской революции и Гражданской войны (серия этюдов «Октябрь в Москве»). Участник выставок АХРР (1923–1926). Преподавал в рязанских ГСХМ (1919–1921). Следуя призыву объединения АХРР – достойно отобразить жизнь и быт народа, много времени проводит в творческих командировках на заводах, фабриках. Результатом этих поездок являются его произведения на индустриальные темы. Начиная со второй половины 1930-х работал над созданием панорам, диорам, выставочных панно.
В годы Великой Отечественной войны создал серию полотен под общим названием «По дорогам отступления фашистов»: «Защита Ленинграда», «Героический Ленинград во время войны», «Бой в Северном море». Одна из лучших картин того времени — «1941 год под Москвой». В послевоенные годы обращается к монументальному пейзажу-картине. Его пейзажные полотна характерны особой величественной и суровой трактовкой русской природы («Сказ об Урале», 1949; «Кама», 1950). Композиционный строй пейзажей Мешкова, стремление выявить в природе былинное начало говорит о связях художника с искусством Аполлинария Васнецова. В своих картинах художник создает образ суровой величественной красоты. Вытянутый формат полотен, позволяющий охватить широкие дали, скупой, но выразительный колорит – все это способствует монументальности его пейзажей. Иногда монументальное начало соединяется в образах Мешкова с передачей некой таинственности природы, вызывает в воображении зрителя воспоминания о трактовке мира, природы в народных сказах: «Копны», «Окские дали», «Холодный день», «Косогор», «Золотое Подмосковье». Особое место в его творчестве занимают пейзажи Карелии.
Персональные выставки: выставка картин В.Н. и В.В. Мешковых (1916), в Новосибирске (1929), Москве, в Центральном военно-историческом музее (1941), в Венеции (1956).
Картины экспонировались на международной выставке в Брюсселе (1958).
Произведения находятся в ГТГ, ГРМ и других отечественных музеях.