+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Мешков Василий Васильевич

Не настроено изображение

Мешков Василий Васильевич (04.04.1893–1963) 3В
Живописец, пейзажист, маринист, художник театра. Мастер тематических картин на индустриальные темы. Создал ряд пейзажных циклов, дающих яркое представление о многообразии и красоте природы СССР («Сказ об Урале», 1949; «Кама», 1950; «Золотая осень в Карелии»).
Народный художник РСФСР (1963), заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Академии художеств СССР (1958). Лауреат Сталинской премии (1951) за серию пейзажей «Кама».

Родился, жил и умер в Москве. Учился в художественной школе своего отца, известного живописца В.Н.Мешкова, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1909–1917) у С.В.Малютина А.М.Корина, А.М.Васнецова, Л.О.Пастернака, В.Н.Бакшеева, А.Е.Архипова, Н.А.Касаткина, С.В.Иванова, К.А.Коровина. Окончив Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, поехал продолжать образование за границу. Вернувшись в Россию в 1914, когда началась Первая мировая война, он был мобилизован в качестве художника и много кочевал со Штабом армии. Немало этюдов о войне было создано им в эти годы. После 1917 художник оставляет излюбленную историческую тему и становится театральным художником. Поездка в Крым и на Кавказ (1924-1925) явилась рубежом в его творческой биографии: он стал увлекаться пейзажем. И хотя он продолжал быть театральным художником, не работа в театре определяла его творческие устремления, а именно увлечение пейзажем. Он создает целый ряд картин со своим «мешковским» серебристым колоритом: «Серый день», «Серебряный дождь», «Стужа», «После дождя», «Озеро». Его пейзажи передают поэтическое состояние природы, созвучное настроению художника.
С 1907 участник выставок. В 1911 примкнул к передвижникам, участвовал в передвижных выставках (1916–1923). В начале творчества писал главным образом городские пейзажи. В 1922 вступил в Ассоциацию художников революционной России и обратился к темам Октябрьской революции и Гражданской войны (серия этюдов «Октябрь в Москве»). Участник выставок АХРР (1923–1926). Преподавал в рязанских ГСХМ (1919–1921). Следуя призыву объединения АХРР – достойно отобразить жизнь и быт народа, много времени проводит в творческих командировках на заводах, фабриках. Результатом этих поездок являются его произведения на индустриальные темы. Начиная со второй половины 1930-х работал над созданием панорам, диорам, выставочных панно.

В годы Великой Отечественной войны создал серию полотен под общим названием «По дорогам отступления фашистов»: «Защита Ленинграда», «Героический Ленинград во время войны», «Бой в Северном море». Одна из лучших картин того времени — «1941 год под Москвой». В послевоенные годы обращается к монументальному пейзажу-картине. Его пейзажные полотна характерны особой величественной и суровой трактовкой русской природы («Сказ об Урале», 1949; «Кама», 1950). Композиционный строй пейзажей Мешкова, стремление выявить в природе былинное начало говорит о связях художника с искусством Аполлинария Васнецова. В своих картинах художник создает образ суровой величественной красоты. Вытянутый формат полотен, позволяющий охватить широкие дали, скупой, но выразительный колорит – все это способствует монументальности его пейзажей. Иногда монументальное начало соединяется в образах Мешкова с передачей некой таинственности природы, вызывает в воображении зрителя воспоминания о трактовке мира, природы в народных сказах: «Копны», «Окские дали», «Холодный день», «Косогор», «Золотое Подмосковье». Особое место в его творчестве занимают пейзажи Карелии.

Персональные выставки: выставка картин В.Н. и В.В. Мешковых (1916), в Новосибирске (1929), Москве, в Центральном военно-историческом музее (1941), в Венеции (1956).

Картины экспонировались на международной выставке в Брюсселе (1958).

Произведения находятся в ГТГ, ГРМ и других отечественных музеях.

Яндекс.Метрика