Беляев Николай Яковлевич (28.05.1916–2004) 4В
Живописец и график. Оставил после себя великолепное наследие акварелей высочайшего уровня, что является редкостью для художников советского периода. В его работах широко раскрыта тема Средней Азии. Заслуженный художник РСФСР (1978).
Родился в г.Царицыне в семье служащего, жил в Сергиевом Посаде (Загорске). С детских лет увлекся рисованием, посещал частную студию художника Дурнао. В 1933 г. семья переехала в подмосковный г.Загорск (ныне Сергиев Посад). Учился в Московском областном художественном училище «Памяти 1905 года» (1936–1939). Член Студии военных художников им. М.Б.Грекова (1939-1942). Инвалид Великой Отечественной войны. С конца 1943 участник выставок. Член Союза художников СССР (1945). Состоялось 12 персональных выставок.
В своем творчестве часто обращался к образу Сергиева Посада, в наследии имеется много эпизодов истории города: «Загорск в 1943 году», «Зима из окон мастерской», «Осень в Сергиевом Посаде», «Загорск. Овражный переулок» и «Весенний дождь в Загорске».
Образный язык Н.Я.Беляева ориентировался на традиции таких художников, как К.Ф.Юон, В.Н.Бакшеев, П.П.Соколов-Скаля, опирался на наследие «передвижников» и художников АХРа. В ранний период его творческой деятельности заметны тематические поиски, стремление к многообразию композиционных решений, манеры исполнения. Картины, посвященные детям и детству, составляли основное содержание живописи конца 1940-х – начала 1950-х гг. Полотно «Советские ребята» было приобретено в коллекцию Русского музея. В 1950–1960-х гг. обращается к ленинской тематике, решая её и в плане раскрытия человеческой личности через портретный образ и через пейзаж. В картинах «Беседа», «Дети в Горках» и других проявилась особенность многих его тематических произведений – жанровая сцена не мыслится автором вне пейзажа. За десятилетия творческой жизни обращался к разным жанрам. Но, пожалуй, в изображении природы наиболее полно ощущается притягательность его искусства. Стремление постичь тайны пейзажной живописи сформировалось еще в студенчестве под влиянием П.И.Петровичева – талантливого русского мастера-пейзажиста. Часто художник обращается к образу Лавры, передавая ее величественный ансамбль в блеске красок лета и как бы прикрытом таинственным серебристым покрывалом сумеречных осенне-зимних дней. Заливы акварели ложатся ровно и тонко по листу, приобретая плотность и отчетливость в линиях силуэта. Для придания рисунку завершенности художник кистью проходится в главных деталях, сочетая приемы работы «по-сырому» с легкой пропиской в несколько слоев.
Работы находятся в Государственном Русском музее, СПГИХМЗ, музеях изобразительного искусства Софии и Плевена, а также в музеях и частных коллекциях в России, странах СНГ и Европы.