+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Грицай Алексей Михайлович

Не настроено изображение

2В Грицай Алексей Михайлович (07.03(22.02).1914–1998)   
Живописец, пейзажист и портретист. В пейзажах развивает традиции русской пейзажной живописи 2-й половины XIX в. Народный художник СССР (1974) и РСФСР (1963), заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), действительный член Академии художеств СССР (1964). Государственные премии СССР (1951, 1952, 1978), Государственная премия РСФСР им. И.Е. Репина (1973). Бронзовая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе (1957). Награжден орденом Отечественной войны II степени и медалями. С 1966 член Президиума АХ СССР и академик-секретарь Отделения живописи Академии художеств СССР.

Родился в Петрограде, жил и умер в Москве. Учился в студии художника С.М.Зайденберга в Ленинграде (1930–1932) и в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Академии  художеств (1932–1939) у В.Н.Яковлева, С.Абугова, И.И.Бродского.  Преподаватель Московского государственного художественного института (МГХИ) им. В.И.Сурикова (1948–1952) и руководитель персональной мастерской МГХИ им. В.И.Сурикова (1964–1974), с 1966 профессор.

Начинал работать как портретист, в 1950-х исполнил серию портретов академиков, за которую был удостоен Государственной премии. Свою самостоятельную творческую деятельность начал с жанровых работ и произведений на индустриальные темы. Далее главным жанром в его творчестве стал пейзаж, как монументально-эпического («В Жигулях. Бурный день», 1948–1950, ГТГ, Государственная премия СССР, 1951; «Над Волгой», 1950–1952, «Чёрная вода», 1967, собственность автора), так и камерного характера (серия картин «Весна»). Автор серии пейзажей Подмосковья, Ленинграда и его окрестностей, видов Оки и Волги, выдержанных в традициях И.И.Левитана и Ф.А.Васильева. В его пейзажах видны стремление к эпичности, к широкому охвату пространства, к передаче мощи природы средствами спокойной повествовательности. Большой эмоциональностью отличаются его камерные подмосковные пейзажи с тихим, но проникновенным звучанием цвета, с мягкой трактовкой формы, трепетным мазком.

На рубеже 1940–1950-х в отдельных работах он решает задачи, характерные для эпического пейзажа. В искус­стве Грицая эмоциональное начало играет определяющую роль. Не случайно в дальней­шем он отказывается от подчеркнуто монументальных решений, всецело посвящая свое творчество лирическому пейзажу. Грицай чрезвычайно разнообразен и вме­сте с тем очень искренен. Отсюда подлинная поэтичность его скромных пейзажей, в них не чувствуется никакого «нажима», внешней аффектации, желания блеснуть мастерством. Превосходны небольшие картины художни­ка, в них – скромная прелесть русской природы, тон­кость чувств и настроений. Значительный цикл живописных поэтиче­ских новелл, посвященных русской природе, создал Грицай в серии «Весна» (1955–1957). Весна вообще любимое время худож­ника. Он остро чувствует жизнь природы в это время года, ему удается передать тончай­шие оттенки ее состояния, выразить свои сокровенные чувства.

Автор портретов (в том числе группового портрета «Заседание Президиума АН СССР», совместно с В.П.Ефановым и др., 1951, Русский музей, Государственная премия СССР, 1952) и произведения на индустриальную тему («Электропечи», 1947, Третьяковская галерея).

С 1946 участник республиканских, всесоюзных и международных (Венгрии, Финляндии, Польше, Чехословакии, Германии, Сирии, Биеннале в Венеции (1956, 1958)) выставок, в том числе Всесоюзной художественной выставки 50-летия образования СССР в Москве (1972).

Произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в художественных музеях Калуги, Вятки, Саратова и Львова.

Сочинения: Автор ряда статей по изобразительному искусству.

Яндекс.Метрика