Митурич Петр Васильевич (25.09.1887–27.10.1956) 2А
График. Работал обычно тушью, углем и карандашом. Увлекшись идеями футуризма, разработал новый вид искусства, «пространственную графику». Теоретик искусства, представитель русского авангарда первой половины ХХ в.
Посещал Киевское художественное училище (1906–1909) и петербургскую Академию художеств (1909–1915), где его наставником был известный баталист Н.С.Самокиш. Участник Первой мировой и Гражданской войн (1916–1921). Примыкал к объединениям «Мир искусства» и «Четыре искусства». Уже в ранние годы обнаружил талант графика-виртуоза: создавал фронтовые зарисовки, пейзажи, замечательные портреты (О.Э.Мандельштам, 1915, Русский музей).
Новый подъем пережило в 1940–1950-е годы портретное и пейзажное мастерство II.Митурича, что было вполне закономерно для этого аналитика живой натуры, чутко воспринимавшего движение форм в пространстве, во времени, во взаимосвязях. Его портреты всегда темпераментно выполнены. Их энергичный штрих как бы хранит следы живого общения с натурой – при всей завершенности их образного строя. Таковы портреты художника А.Никича, М.Ляховицкого (оба – 1945 г.), М.Спендиаровой (1946), Вали (1956).
Рука художника едва касается кистью бумаги, но рождает гранитную крепость форм. В поздних карандашных рисунках Митурича параллельная штриховка особенно легка, свободна и непринужденна. Волны штрихов текут и переливаются, в каждом движении руки угадывается мерное дыхание. Отрывистые удары, «соломка», по выражению художников, таинственным образом строят форму, лепят объем.