+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Асламазян Мариам Аршаковна

Не настроено изображение

3А Асламазян Мариам Аршаковна (03.12(22.10).1907–16.07.2006)
Живописец, монументалист, керамист. Автор пейзажей, портретов, тематических картин, декоративных изделий из керамики; оформитель театральных спектаклей и цирковых представлений. Произведения отличаются романтичностью, её не занимает проблема пространства. Декоративность подчеркивается и подкрепляется красочным решением натюрморта, где сопоставляются чистые розовые, пунцово-красные, оранжевые, желтые, зеле­ные тона. В натюрморте всё находится в движении. Источником её вдохновения была Армения, поэтому своим учителем она считает Мартироса Сарьяна, хотя у него не училась.

Народный художник Армянской ССР (1965). Премия Джавахарлала Неру (1972) и премия им. Г.А.Насера (1976). Диплом Художественного фонда СССР за произведения из керамики.

Родилась в с.Баш-Ширак (Армения) близ Ленинакана в многодетной семье инженера-конструктора, изобретателя (по его проекту построена первая ГЭС на родине «вождя народов», в Гори). Сестра художника Е.А.Асламазян. Жила и умерла в Москве.

Училась в художественной школе, окончила Ереванский художественно-промышленный техникум (1926-1928), где училась у С.А.Аракеляна и С.М.Агаджаняна, в Ленинградском ВХУТЕИНе (1928-1930) у А.Древина, Н.Удальцовой, В.Фаворского, С.Герасимова, А.Гончарова, М.Родионова. Но вскоре её исключают как «социально чуждый элемент» – отец когда-то владел мельницей. Хождения по многочисленным чиновничьим кабинетам ничего не дали, но её спасла Н.К.Крупская. Ей даже выдали стипендию. Потом, уже в Ленинградском Институте пролетарских изобразительных искусств (1930-1932) она окончила аспирантуру у К.С.Петрова-Водкина, А.И.Савинова.

Член Союза художников СССР.

С 1935 участница выставок, с 1950 – в международных. Персональные выставки: в Москве (1970, 1978, 1981), в ГТГ (1997), Ереване (1971, 1974) и Музее М.А.Асламазян в Гюмри.

Основные произведения: натюрморты «Армянский натюрморт» (1955, ГТГ) и «Цветущий красный кактус» (1957, ГТГ); тематические картины «Возвращение героя» (1943), «Песнь героя» (1944) и «Мать-героиня» (1949) – все эти работы находятся в Картинной галерее Армении в Ереване.

Написанные легкой и свободной кистью ранние пейзажи «Село Хндзореск», «Старые тутовые деревья», «Арарат ранним утром», сдержанны по колориту, а в портретах курдянок яркая живописность уже позволяет говорить об особом декоративном видении, которое станет основой ее творчества. Все радостное, светлое, оптимистичное привлекало и вдохновляло ее. Такое восприятие жизни совпало с пафосом страны, строящей счастливой будущее.

У нее почти нет грустных, драматических сюжетов. Только о Великой Отечественной войне наряду с серией работ, посвященных армянским матерям, где видны горести тех лет, она написала скорбное «Письмо с фронта». Но в эти же годы создает такие жизнерадостные полотна, как «Возвращение героя» (1943, Национальная галерея Армении), «Песня героя», «Свадьба героя», яркие и сочные цветовые натюрморты.

Она много ездила по Советскому Союзу, пишет роскошные «Русские натюрморты» или «Сказочный хоровод». Посетила Мариам страны Востока. В Индии она была много раз. Хорошо была знакома с Индирой Ганди. Индийская тема занимает большое место в её творчестве.

Искусство Мариам разнообразно и по темам, и по жанрам. Это композиционно-сложные картины, пейзажи, портреты – особенно любит писать стариков и женщин.

Пишет она городские и сельские виды. Занималась оформлением театральных постановок и цирковых программ. Работала над монументальными росписями вместе с сестрой Ерануи украсила павильон Армении на ВДНХ, Музей землеведения в МГУ, ресторан «Арарат» в Москве.

Но более всего она любит натюрморт. И в этой своей привязанности вновь перекликается с Сарьяном. В натюрморте особенно проявился ее живописный дар – цветоносный размах, глубина восприятия жизни и радостей бытия, свежесть палитры, композиционная монументальность. С 1950-х она окончательно обретает свой почерк, сплавляя динамичный мазок и яркий цвет воедино. В натюрмортах предметы становятся осязаемей, драпировки объемней, композиция более усложненной. Сочные плоды, старая медная посуда, цветущие кактусы, экзотические ткани, маски и статуэтки, яркие цветы и овощи в кажущемся беспорядке заполняют холсты. На самом деле Мариам Асламазян тщательно выстраивает композицию, направляя взгляд зрителя по своей воле. Яркость и насыщенность живописи придают натюрмортам художницы своеобразную подвижность, импульсивность, словно она наделяет их своей активностью и азартом. «Ереванский натюрморт», «Праздничный натюрморт», «Горная симфония Армении» – это восторг перед жизнью, ее щедростью.

Живя в Москве, художница осталась армянским живописцем, все лучшее, что она создала, связано с родиной. Но она никогда не была закрыта для новых впечатлений и очень много путешествовала, отдавая предпочтение странам Востока. Из Азии и Африки она привозила множество этюдов, продолжая работать по ним уже дома.

Жадная до новизны, художница обращалась к самым разным областям искусства: создала множество больших панно для интерьеров, пробовала себя в сценографии и оформила цирковое представление, но по-настоящему большого успеха добилась в керамике.

Лишь в 60 лет соединилась браком с человеком, который добивался этого тридцать лет – с Гургеном Аватесяном, профессором Тимирязевской академии. Счастливо прожила с ним 22 года – муж умер в 1984. Сильной ее привязанностью была сестра Ерануи (Еран). Одна из лучших ее картин «Я и Еран в зеркале».

Произведения находятся в ГТГ, Национальной галерее Армении (Ереван) и других музеях. 

Яндекс.Метрика