+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Самокиш Николай Семёнович

Не настроено изображение

Самокиш Николай Семёнович (25.10.1860–18.01.1944) 2В
Украинский живописец, график, баталист, иллюстратор, рисовальщик и аквафортист. Работал в жанрах исторической и батальной живописи. Автор ряда работ, посвященных истории запорожского казачества. Основоположник батального жанра украинской советской живописи. Мастер многофигурной, динамической композиции, своеобразного контурного рисунка. Создатель (совместно с С.Васильковым) двух уникальных литографических альбомов по истории украинской культуры.

Академик АХ (1890), действительный член АХ (1913). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937). Государственная премия СС*СР (1941).

Родился в г.Нежине Черниговской губернии, жил в Петербурге, Харькове и Симферополе. Учился в Нежинской гимназии у Музыченко-Цыбульского, из которой перешел в ученики Императорской Академии художеств (1879–1885), где учился у Б.П.Виллевальде, В.Верещагина, П.Чистякова, Л.Дмитриева-Кавказского. В 1884 награжден малой золотой медалью за написанную по конкурсной программе картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце, в 1812 году» и в 1885 удостоен большой золотой медали за исполнение программы «Русская кавалерия, возвращающаяся после атаки на неприятеля в 1812 году». В 1885 удостоен звания классного художника 1-й степени. Как пенсионер Академии совершенствовался в Париже под руководством Детайля (1885–1888).

С 1887 числился при войсках для батальных работ. Дважды ездил на Кавказ с целью собирания материалов для картин, заказанных для Тифлисского музея, и для рисунков, изображающих пребывание императора Александра III и его супруги в Тифлисе. Им исполнено большое количество рисунков (преимущественно пером) для различных иллюстрированных изданий, между прочим, для описаний коронования императора Александра III и Николая II. Иллюстрировал книгу Н.Кутепова «Великокняжеская царская и императорская охота на Руси с Х по ХIХ в.». Упражняясь в первую пору своей деятельности аквафортным гравированием, он выпустил в свет до 30 листов, изображающих преимущественно бытовые сцены, в которых участвуют солдаты, крестьяне и лошади. Побывал на фронтах русско-японской и Первой мировой войн, и, опираясь на собственные наблюдения, создал правдивые патриотические произведения на темы этих драматических событий. Издал альбом своих рисунков «1904–1905. Война. Из дневника художника». В советский период его творчество было целиком посвящено Красной армии. В золотой фонд батальной живописи вошли картины «Разведка» (1923), «Пулеметная тачанка» (1930), «Переход через Сиваш (1935), «Н.А.Щорс в бою под Черниговом» (1938). Выполнил монументальные росписи в Полтаве.

Преподавал в Петербургской АХ (1912–1917), руководил классом батальной живописи. С 1913 профессор – руководитель ВХУ при АХ. Работал в Харьковском художественном институте (1936–1941). 

Яндекс.Метрика