+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Пашков Павел Павлович

Не настроено изображение

4В Пашков Павел Павлович (21(09).12.1872–17.05.1952)

Живописец, график, художник театра. Работал в области декоративного рисунка, книжной и промышленной графики, станковой живописи. Автор характерных рисунков, фиксирующих типажи периода НЭПа. Статский советник (1907), был награжден орденами Св.Станислава III и II степени, Св.Анны III степени. Заслуженный художник СССР. Награжден бронзовой медалью на Всемирной выставке в Париже (1900) за труды по художественному образованию.

Родился, жил и умер в Москве. Представитель старинного дворянского рода Пашковых, родоначальником кото­рого был денщик Петра I. Принадлежал к семье владельцев знаменитого Дома Пашко­вых в Москве. В 1890 окончил полный курс Строгановского центрального училища технического рисования со званием ученого рисовальщика. Учился у М.В.Васильева, С.Ф.Щеголева и Ф.И.Ясновского. Был оставлен в училище, где преподавал (1891–1918) учебный рисунок с живой натуры, цветов, натюрморта, вел курс стилизации и занятия по классу «Русский стиль» (совместно с А.П.Барышниковым). Одновременно он в разные годы состоял членом учебного комитета училища (1900), учебным секретарем (с 1903), заведующим учебной художественной частью «Строгановки» (1907–1918).

В 1895–1913 девять раз совершил поездки за границу (АвстриюВенгриюГерманиюГрециюЕгипетИталиюТурциюФранциюШвейцарию) для изучения памятников искусства и постановки художественно-промышленного образования. С 1896 состоял председателем специальной комиссии по рисованию при Политехническом музее в Москве, позднее товарищем председателя и членом редакции «Известий» Общества преподавателей графических искусств. Выступал с докладами по вопросам художественно-промышленного образования на московском и петербургском съездах Русского технического общества, на Всероссийском съезде художников в Санкт-Петербурге (1911–1912).

Преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище (1912–1916), во ВХУТЕМАСе, в Государственных высших театральных мастерских, на факультете конструирования одежды в Московском текстильном институте. Преподавал в Московском педагогическом техникуме (1918–1929). Одновременно вел занятия по истории изобразительного искусства, элементам живописи и истории костюма в Высших театральных мастерских академического Малого театра (1921–1923). Позднее читал курсы истории костюма в ГИТИСе им. Луначарскогостудии им.Немировича-Данченко при Московском художественном академическом театре, в Московском художественном институте им. В.И.Сурикова, в Большом и Малом театрах. С 1941 преподавал историю искусства и костюма в Театральном училище им. Щепкина.

В 1924 поступил в Академическую библиотеку Малого театра, где проработал до 1952, с перерывом на эвакуацию в военные годы. В библиотеке заведовал отделом костюма, грима и бутафории (1925–1926), отделами истории костюма, грима, бутафории и декоративного искусства (1928–1929). Руководил Отделом внешнего оформления спектаклей, зрелищ, празднеств, гуляний, клубных и эстрадных постановок (1930/1934–1941). В 1941–1942 находился в эвакуации с Малым театром в Челябинске. В 1947–1952 состоял внештатным консультантом по костюму и другим вопросам внешнего оформления спектакля Государственной центральной театральной библиотеки.

С 1930 преподавал на факультете художественного оформления тканей, читает курс истории стилей костюма и текстильного рисунка в Московском текстильном институте, заведовал кафедрой специальной композиции (1937–1952), с 1939 профессор.

Член Московского Товарищества художников и участник выставок передвижников (1907–1910). Участвовал в выставках Московского товарищества художников, всесоюзных выставок (1935–1938), XI государственной выставке работ Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности в Москве. Персональные выставки: в Москве (1927, 1928, 1930, 1933). Мемориальная выставка состоялась в Москве (1953).
Один из основателей Государственной центральной театральной библиотеки.

В 1930-е работал художником-декоратором в Академическом Малом театре.

Совершенное владение линией, острая наблюдательность позволяли ему убедительно и метко передавать черты современников. Это галерея знако­мых нам образов. Герои его рисунков конца 1920-х могли бы быть персонажами Зощенко, Олеши, Хармса или Пантелеймо­на Романова. Виртуозные наброски художника – непосредственное свидетельство краткой, но блестящей эпохи, столь бо­гатой талантами. Из своих графических работ послереволюционного периода он выделял серии зарисовок с натуры «без ведома натуры», выполненных в Москве в 19271930. В 1950-е делал рисунки для диафильмов.

В послевоенные годы был заместителем председателя Секции художественного оформления тканей и моделирования Технического совета при Министерстве легкой промышленности СССР, вошел в состав Ученого совета Художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского).

Графические работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Российской государственной библиотеки искусств (РГБИ), Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ)Национальном музее изобразительного искусства Республики Молдовы, Радищевском государственном художественном музее (Саратов), музее Малого театра (Москва), Киевской картинной галерее, Иркутском областном художественном музее им. В.П.Сукачева

Яндекс.Метрика