Летянин Виктор Фёдорович (30.11.1921–2009) 4А
Живописец. Автор жанрово-тематических произведений, пейзажей, портретов и натюрмортов, представляет реалистическую школу живописи. Три ипостаси времени в их единстве властно влекли художника: лицо человека (настоящее), лики прошедшей войны (прошлое) и красота русской природы (вечное). Заслуженный художник РФ (2000).
Родился в с.Калинино Сергачского района Нижегородской губернии, в 1950-е жил в Тамбове, с 1955 живёт в Горьком (Нижнем Новгороде), умер в Нижнем Новгороде.
С раннего детства познал тяжелый крестьянский труд, потому и поступил учиться в сельскохозяйственный техникум (1937–1938). Но увлечение рисованием взяло верх и он становится студентом Горьковского художественного училища (1939–1941, 1946–1949). Участник Великой Отечественной войны. Дипломная работа в училище называлась «Переправа через Днепр». Она проложила ему путь в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (1949–1955), где он учился в живописной мастерской профессора Р.Р.Френца. Член Союза художников СССР (1961) и общества «Друзья Нижегородского художественного музея» (с 1998). С 1955 участник областных, зональных («Большая Волга», 1967, 1974, 1985, 2003), республиканских (Москва, 1957), всесоюзных (Москва, 1959) и международных выставок. Персональные выставки: в Нижнем Новгороде (1976, 1991, 2001, 2002, 2006). С 1998 член общества «Друзья Нижегородского художественного музея».
Его тяготение к правде жизни наглядно проявилось в его работах. Замечательным психологизмом отличаются его портреты, лиричные пейзажи, выразительные жанровые композиции, дающие представление о творческих поисках художника, обладающего ярким лирическим дарованием и своим индивидуальным почерком в искусстве. Цикл военных картин даёт представление о суровой правде окопной жизни, её будней. Особый раздел в его творчестве составляют пейзажи, они сразу пленяют своей проникновенной глубиной и поэтичностью. Художник писал Волгу и Оку, Кавказ и Крым, Сибирь и Прибалтику.
Мотивом были не только величественные волжские дали, но и глухая тропинка в лесу, каменный собор и деревянная банька на деревенском подворье. Любит пейзажи с цветущими яблонями и подсолнухами, натюрморты с алыми розами.
На выставке в Нижегородском художественном музее, приуроченной к 60-летию Победы, его картина «На Курской дуге» была отмечена как наиболее полно передающая атмосферу военного времени.
Работы находятся в Нижегорожском художественном музее, Нижегородской галерее «Русский век», в других музеях и частных коллекциях в России и за рубежом (Италии, Германии).
Библиография: Matthew Bown. A Dictionary of Twentieth Century Russian and Soviet Painters. 1900–1980s. London, 1998. p.185.