4В Константинопольский Адольф Маркович (20.04.1923–01.12.1993)
Константинопольский Адольф Маркович (1924–1993)
Живописец, график, баталист. Народный художник Украины (1991), заслуженный художник УССР (1974).
Родился, жил и умер в Харькове. Учился в Харьковском государственном художественном училище (1940–1941) и Харьковском государственном художественном институте (1948–1954) у А.Любимского, С.Беседина, Ю.В.Балановского, Г.А.Томенко. Дипломная работа «Траурные дни» («Скорбь народа») под руководством С.Ф.Беседина. Участник Великой Отечественной войны.
Член Харьковской организации Союза художников Украины (1958). С 1953 участник республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок в Канаде (1962) и Италии (1975). Персональные выставки: в Харькове (1973, 1983,1992, 1998) и Киеве (1975).
Преподавал в Харьковском государственном художественном училище (1954–1955) и Харьковском государственном художественно-промышленном училище–Харьковском художественном институте (с 1960), профессор (с 1992). Руководитель творческой мастерской.
Участвовал в создании панно «Октябрьская революция» для главного павильона ВДНХ УССР (1958) и диорамы «Форсирование Днепра и создание плацдарма в районе с.Лютиж на подступах к Киеву». Преподавал в Харьковском художественном училище (1954–1956) и Харьковском художественно-промышленном училище (с 1960).
Картина «Родная земля. На привале» (1957) воспринимается как историческая эпопея, где жизнь выступает не приподнятой на котурны и приукрашенной громкими восклицаниями, а в своей суровой и тяжкой правде. Художник не стремится поразить зрителя необычайностью ситуации или исключительностью своих героев. Очевидно, именно в силу этого художественный образ картины производит большое впечатление. В создании его участвуют и многоликая толпа, где каждый человек, если внимательно присмотреться, обладает своей биографией, и все живописно-пластическое решение полотна. Ненавязчиво выделение центральной группы бойцов, прислушивающихся к словам старого солдата, тонко построена последовательность планов, дающая возможность ощутить глубину пространства при очень высокой линии горизонта, выразительно и колористическое решение с широкой градацией зеленоватых, коричневых, серых, голубых тонов и резкими светотеневыми контрастами. В результате возникает ощущение особой силы, могучей и стойкой, которая может противостоять любым испытаниям.
Работы находятся в Украинском музее истории Великой Отечественной войны (Киев), Харьковском художественном музее, в музеях Тернополя и Кривого Рога.