+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Барченков Николай Иванович

Не настроено изображение

Барченков Николай Иванович (03.12.1918–2002) 4В

Живописец. Работал в жанровой картине, пейзаже, натюрморте. Сергиев Посад, его история и современность, его люди и природа – лейтмотив творчества художника. Его картины передают красоту древнерусской архитектуры, раскрывают целый мир родного города.

Народный художник РСФСР (1980), заслуженный художник РСФСР (1972).

Золотая медаль на Международной ярмарке искусств в Бари (Италия, 1978). Почётный член Итальянской Академии художеств (1978). Почетный гражданин города Загорска (1980).

Родился в Сергиевом Посаде Московской губернии в семье потомственных кустарей-игрушечников, с 1939 жил в Москве, с 1941 – в Загорске–Сергиевом Посаде. Увлечение рисованием и живописью проявилось очень рано. Интерес к жизни и любознательность, любовь к животным определили героев его первых рисунков. Учился в Московском областном художественном училище им. «Памяти 1905 года» (1935–1939) у Н.Крымова, С.Фролова, Г.Горелова. Реализм русской художественной школы для молодого художника стал профессиональной и идейной базой, органично совпавшей с его личной приверженностью жизненной правде. После училища работал в Музее Революции СССР как художник-копиист, внимательно изучая своеобразие художественной манеры известных советских художников. Вернувшись в родной город в 1941, активно включился в его культурную жизнь, участвуя в подготовке выставок и работая над созданием после почти двадцатилетнего перерыва творческой профессиональной организации – Товарищества загорских художников (1943), явившейся прологом  в истории организации Союза художников. С 1944 участник всесоюзных, республиканских, областных, зональных и с 1965 зарубежных (США, Франция, Великобритания, Польша, Япония, Италия, Греция, Финляндия, Германия, Канада) выставок.

В 1948 работал в первой группе живописцев в Доме творчества «Академическая дача» им. И.Е.Репина в Калининской области. Персональные выставки: в Загорске, Санкт-Петербурге и Москве (1948, 1953, 1958, 1968, 1978, 1980, 1998, 2011), в Токио (1980) и Монреале (1984).

Член Московского областного Союза художников (1945). Был членом Правления МООХФ, Правления Союза художников РСФСР, бессменным членом выставкома, председателем Художественного совета по живописи  Загорской художественно-производственной мастерской.

Как живописец, он сложился под влиянием традиций  отечественного реалистического искусства, художественного наследия «передвижников»,  мастеров «Союза русских художников».  Но творческое вдохновение он черпал не  столько в искусстве художников предшествующих поколений, сколько в реальной действительности. Внимательное  изучений и наблюдение натуры, последовательный реализм сочетаются у него с тонким и поэтическим восприятием окружающего мира.

С самого начала творческого пути не ограничивал себя в жанровом и тематическом выборе. С увлечением работал над картиной «Колхозное стадо», экспонированной на Всероссийской выставке в залах Третьяковской галереи (1947). Этапным стало для него полотно «В освобожденные места» (1948). Он много ездил, накапливая необходимые для будущих полотен зарисовки, наброски, эскизы. Многочисленные анималистические этюды, жанровые композиции сложились в цикл произведений о сельской жизни.  В 1950-х появляются картины, посвященные детям, портреты.

Заслуженное признание он получил как художник, передавший красоту и своеобразие русской провинции в пейзаже и натюрморте. Натюрморты, сохраняя свежесть восприятия натуры, демонстрируют выразительные композиционно-пластические решения, отличаются колористическим богатством, материальностью живописи. Природа Подмосковья дает неисчерпаемый источник вдохновения художнику. Сергиев Посад, его история, современная жизнь, его природа – главный лейтмотив творчества. В картинах и этюдах с  теплотой передана неповторимая выразительность древнерусской архитектуры, ансамбля Троице-Сергиевой лавры, раскрыт мир родного города, где каждый уголок  хорошо знаком и любим с детства. В 1970-х сложились ставшими знаменитыми и породившие массу подражений «барченковские» мотивы натюрмортов: красная калина на столе, в занесенном снегом уголке сада, спелые яблоки среди опавших листьев, пышные ромашковые букеты и клубника, а также сюжеты городскиж пейзажей: Лавра сквозь причудливую графику ветвей, посадские дома, выглядывающие из-под снежных «шапок», многоголосые пестрые базары на Красногорской площади близ монастырских стен.

Он много пишет этюдов на пленэре, отдавая предпочтение зимней поре. Особое внимание уделяется цветовой нюансировке красок неба, передаче тональных переливов голубоватых теней на снегу. В картинах часто совмещаются пейзажные и бытовые темы. Чувство природы, способность передать полноту и разнообразие ее жизни нашли выражение и в произведениях, написанных в жанре натюрморта. Натюрморты, сохраняя свежесть восприятия натуры, демонстрируют выразительные композиционно-пластические решения, отличаются колористическим богатством, материальностью живописи.

Картины находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Загорском музее-заповеднике «Конный двор», в музеях в России и в частных коллекциях в России, Японии, Италии, Франции, Испании, Финляндии и Германии.

Фильтр

Художники
Стоимость
Сбросить
Яндекс.Метрика