4А Ангелин Феофан Георгиевич (24.10.1910–1984)
Живописец, график, художник театра. Занимался литографией, офортом, книжной графикой. Был художником лирического дарования, тонкий колорист, мастер, работавший во многих жанрах живописи.
Родился в с.Бешево Донецкой области, с 1936 жил в Москве, где и умер. Брат знаменитой трактористки Паши Ангелиной. После службы в армии, в 1936 уехал в Москву. Учился на факультете графики МГХИ им. В.И.Сурикова (1936–1942) у И.И.Чекмазова, А.В.Лентулова, И.Э.Грабаря, Д.С.Моора, К.Н.Истомина. Защитил диплом с отличием картиной «Народные мстители», демонстрировавшейся на выставке в ГМИИ им. А.С.Пушкина. В 1940-е работал художником в Большом театре, откуда вскоре ушел на фронт. Демобилизовался в 1946.
Часто обращался к теме Гражданской и Отечественной войны («1918-й год», 1957; «Тревожные годы», 1967; «Поколение Николая Островского», 1967; «Комсомольская юность», 1970) – или обращается к миру вещей военных лет («Никто не забыт», 1975; натюрморт «Буденовка»).
Писал и деревенский пейзаж в Рязанской, Тульской, Московской областей, в Крыму и других местах бывшего Советского Союза. Композиции его пейзажей полны жизни и непосредственности. Пейзажи всегда одухотворенны, передают состояние природы, настроение («Лесное озеро», 1963; «Осенний вечер», 1966; «Пейзаж с луной», «Цветущее поле», 1966).
У Феофана Георгиевича много интересных натюрмортов. Очень часто на его полотнах появляются сирень («Вечер. Сирень», 1959; «Сирень», 1969; «Сирень в цвету», 1975), мальвы («Дикие мальвы», 1966; «Белые мальвы», 1968), скромные полевые и лесные цветы («Маки», 1955; «Васильки, ромашки», 1962; «Колокольчики», 1973). Цветы часто входят в композиции портретов («Девушка из Загорья», 1976). Полевые цветы художник изображает и в картине «Никто не забыт» (1975), которую он написал к 30-летию Победы. Почти весь холст занимает солдатский памятник. На его постаменте около стелы лежат солдатская каска, охапка ярко-красных маков и огромный букет полевых цветов. Вдали за памятником — золотое ржаное поле и деревня. Это земля, за которую отдали жизнь наши солдаты. Люди помнят о них, и эти цветы как бы говорят: «Никто не забыт».
Последние пять-семь лет в творчестве художника на первом плане портреты. Он не пишет официальных, парадных портретов, они у него всегда интимны и камерны. Лучше всего удаются художнику лирические женские образы («Наташа», 1969; «Анисия Павловна», 1970; «Девушка в голубом», 1976; «Девушка из Загорья», 1976).
С 1957 участник выставок. Член Союза художников СССР.
Произведения находятся в Саратовском государственном художественном музее им. А.Н Радищева. На родине, в пос. Старобешево несколько его картин занимают представлены в Мемориальном музее П.Н.Ангелиной («Дом в Загорье»,1974; «Праздничный день», 1974; «Дом в селе», 1975; «Окрестности Артека», 1953; этюд к картине «Родная земля», 1956).