Гаврилов Владимир Николаевич (30.05.1923–04.12.1970) 4А
Живописец, график, стенограф. Тонкий колорист, мастер сюжетно-тематической картины, писал портреты и поэтические натюрморты, мастер пейзажа и композиции. Человек яркой творческой мысли, Гаврилов создавал произведения о своем времени и страстно утверждал живую силу художественных идеалов русского искусства.
Заслуженный художник РСФСР. Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина (1971) за картины «Дмитрий Федорович с приемным сыном», «За родную землю» и «Радостный март».
Родился, жил и умер в Москве. После окончания школы был призван в армию и откомандирован в Студию военных художников им. М.Б.Грекова. В 1944 (вместе с Б.М.Неменским) им была написана картина «К родным местам», повествующая о жителях деревни, вернувшихся в родные места. С картины «Родные поля» начинается участие Гаврилова в художественных выставках. После окончания Великой Отечественной войны он учился в Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова (1945–1951) у И.Э.Грабаря, Б.В.Иогансона, С.В.Герасимова, А.А.Осмеркина, Д.К.Мочальского, Е.А.Кибрика. В институте было создано полотно «А.Н.Радищев» (1950), вошедшее в золотой фонд советской живописи. Гаврилов изучал творчество многих отечественных и зарубежных художников, но особое отношение у него было к В.И.Сурикову, образ которого стал темой дипломной работы. Результатом долгой и кропотливой работы, изучения исторического материала стало полотно «В.И.Суриков» (1951, Музей Академии художеств, Санкт-Петербург). Дипломная картина экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке (1951).
Гаврилов был одним из талантливых представителей поколения живописцев, чье творчество определило характерные черты советского изобразительного искусства 1950–1960-х: «Молодые изыскатели» (1952), «Теплый вечер» (1954), «Свежий день» (1958), «Холодный день» (1959), «Радостный март» (1960).
В 1954 г. Гаврилов впервые приехал в дом творчества «Академическая дача» (под Вышним Волочком) в качестве художественного руководителя. Это были места, связанные с именем А.Г.Венецианова, где художник работал над своими картинами и создал замечательную школу. В 1954 г. Гаврилов написал полотно «Май. Северная ночь», наполненное любовью и нежностью к русской природе и человеку, где с новой силой проявилось колористическое дарование художника. Гаврилов известен прежде всего как мастер сюжетно-тематической картины: «Дни войны. Фронтовой отпуск» (1966), ««За родную землю» (1959, ГТГ), ; «Дмитрий Федорович с приемным сыном» (1969), «Кончился трудовой день» (1961), «Радостный март» (1960). Художник увлеченно писал пейзажи, поэтические натюрморты, работал над портретом: «Солнечный день» (1965), «Март» (1965), «Ночное окно» (1969), «Лесные колокольчики» (1965), «Натюрморт с кистями» (1969), «Портрет женщины с гитарой» (1955), «Девочка в белом» (1958), «Женский портрет» (1962), «Алина» (1965).
Преподавал в Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова (с 1968 г.). Участник Всесоюзной художественной выставки 50-летия образования СССР в Москве (1972). Персональная выставка состоялась после его смерти, в 1975, в залах Академии художеств СССР – сначала в Ленинграде, затем в Москве.
Живописцем-лириком можно назвать В.Гаврилова. Уже в студенческих работах «В.И.Суриков» (1951) и «А.Н.Радищев» (1950) он проявил себя вдумчивым и серьезным мастером, умеющим «вжиться в образ». В еще большей степени это ему удалось сделать картине «На рассвете. Молодые изыскатели» (1952), где фигуры геологов неотторжимы от пейзажа и всей атмосферы раннего утра. В последующих работах Гаврилов отказывается от развернутых сюжетов, сосредоточивая внимание на выражении общего состояния образа. Прекрасный живописец, он достигает большой силы эмоциональной выразительности с помощью колорита. Тонким и глубоким чувством свободного приятия мира, окружающей действительности, природы проникнуты его картины «Май. Северная ночь» (1954), «Свежий день» (1958), «Радостный март» (1960). Сила их в том, что Гаврилов умеет выразить свое, личное отношение к тому, что изображает. Отсюда непосредственность и ощущение трепетной жизни созданных им образов.
Живописная интерпретация Гавриловым действительности, заставляющая вспоминать искусство мастеров «Союза русских художников», позволяет ему раскрыть сложное содержание, не прибегая к подробному рассказу. В картине «За родную землю» (1959) лишь две фигуры – солдата, уходящего на фронт, и стоящей у околицы женщины. Мы едва различаем лицо солдата, темным силуэтом рисуется и вся его фигура. Но в картине нет недоговоренности. Свинцово-тяжелые облака, заволакивающие небо, сине-коричневая шинель солдата, холодный синий блеск луж и поблекшее желтоватое жнивье сообщают художественному образу настроение твердой решительности, упорства, неизбежности грядущих утрат. Вместе с тем этот образ несет в себе и нечто жизнеутверждающее, настолько весома фигура солдата, так трепетна под его ногами вода, так реален контраст тяжелых темных туч и светлого холодного неба.
Лучшие полотна Гаврилова вошли в экспозиции многих музеев страны, в том числе ГГТ, ГРМ.