+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Ромас Яков Дорофеевич

Не настроено изображение

Ромас Яков Дорофеевич (11.02.1902–18.05.1969) 2В
Живописец, пейзажист, монументалист, художник театра. Один из пионеров советского дизайна 1930-х. Для станкового творчества характерны пейзажные и пейзажно-жанровые композиции, где преобладает тема широких водных пространств

Народный художник СССР (1965), действительный член Академии художеств СССР (1958). Сталинская премия (1948) за картину «На плоту» (1947, ГТГ). Серебряная медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958). Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями.

Член Президиума Академии художеств СССР (с 1962).

Родился в местечке Соколка (ныне Сокулка) близ Гродно Белостокского воеводства в Польше, умер во время одной из своих поездок на Волгу в Астрахани. Приёмный сын революционерки Инессы Арманд. Учился в Москве, в Пречистенском практическом институте (1921−1924) у К.А.Коровина, Н.П.Крымова и на театрально-декорационном отделении ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа (1924–1930) у И.М.Рабиновича, К.Н.Истомина, С.В.Герасимова, П.П.Кончаловского, Д.Щербиновского и Н.П.Ульянова. Работал художником-декоратором Малого театра совместно с К.Ф.Юоном, осуществлял  праздничное оформление центральных площадей Москвы (1924–1937).

Участвовал в разработке советского дизайна 1930-х, создавая феерически-зрелищные, новаторские композиции. Автор оформления станции «Красносельская» Московского метрополитена, художественного оформления Государственного Исторического музея (1935) и советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939).

Главный художник эскадры Краснознаменного Балтийского флота (1941–1943), главный художник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1950–1954).

Преподавал в Московском художественном училище «Памяти 1905 года» (1932–1936) и  МГХИ им. В.И.Сурикова (1948–1950). С 1933 участник выставок. Персональные выставки: в Москве (1945, 1952, 1961, 1962, 1967) и Ленинграде (1962).

Мастер пейзажа и жанрово-тематических композиций, посвященных природе и людям Каспия и средней полосы России, где изображены широкие морские или речные просторы. Своеобразие Ромаса как пейзажиста наиболее полно раскрылось в послевоенные годы, когда он создал ряд картин о преобразовательной деятельности советских людей, соединяющих реки, сооружающих искусственные моря. Для этих пейзажей Ромаса характерен большой формат, эпический подход к теме. Вместе с тем Ромасу не чужд интимный и лирический подход к природе. Это качество искусства художника раскрывается в многочисленных картинах и этюдах, созданных во время путешествий на Каспийское море и на Нижнюю Волгу. В Москве, по адресу Кутузовский проспект, 9, где проживал художник, имеется мемориальная доска в честь живописца.

Картины находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Министерства культуры СССР, Союза художников СССР, Дрезденской картинной галерее, Астраханской картинной галерее им. Б.М.Кустодиева, в областных музеях России и Украины, ведущих музеях мира и частных коллекциях в России и за рубежом. 

Библиография: Яков Дорофеевич Ромас. Каталог выставки. М., 1962.

Яндекс.Метрика