+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович

Не настроено изображение

Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович (12.02.1872–18.06.1957) 2А
Живописец. Классик отечественного лирического пейзажа с его одухотворенностью и поэтичностью, колорит его полотен гармоничен и изыскан. Любимым временем года была ранняя весна, а узнаваемым мотивом его картин – молодые, еще без листьев, одинокие деревца. Уже в дореволюционные годы играл заметную роль в русской художественной жизни. Тогда же выработалась его манера, сложился круг тем. Излюбленными мотивами творчества Бялыницкого-Бируля стали переходные состояния природы. Его стихия – межсезо­нье, те часы, когда день ещё не кончился, а вечер ещё не начался. Так художник передавал её изменчивую красоту и едва уловимые оттенки человеческих настроений. В советский период продолжал и развивал традиции русского лирического «пейзажа настроения», создателем которого в русской живописи был И.И.Левитан, изображая преимущественно непритязательные виды средней полосы России и Белоруссии.

Народный художник РСФСР (1947) и БССР (1944), заслуженный деятель искусств РСФСР (1937). Академик живописи Императорской Академии художеств (1908), действительный член Академии художеств СССР (1947). Государственная премия СССР. Золотая медаль Международной художественной выставки в Мюнхене (1909) за картину «Час тишины». Медали Международной выставки года в Барселоне (1912). Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени. Почётный член Академии наук БССР.

Родился в с.Крынки близ Белыничей Могилёвской губернии, жил в Москве, где и умер. Учился в Киевской рисовальной школе (1885-1889) у Н.И.Мурашко и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889–1897) у И.М.Прянишникова, С.А.Коровина, В.Д.Поленова. С 1897 г. участник выставок. Ещё до окончания учёбы его картину «Из окрестностей Пятигорска» (1897) приобрёл для своей галереи П.М.Третьяков. В 1908 г. получил звание академика живописи (за картину «Дни ранней весны»). С 1904 г. член Товарищества передвижных художественных выставок, «Союза русских художников» (1904) и общества им. А.И.Куинджи (1904). В 1908 г. за картину «Дни ранней весны» получает звание академика живописи. Его наиболее известное полотно этого периода «Весна» (1912) выдаёт тесную связь творчества пейзажиста с поэтикой И.И. Левитана. В 1917 г. был одним из организаторов объединения живописцев, графиков и скульпторов «Изограф». В 1922 г. стал одним из организаторов Ассоциации художников революционной России, в 1928 г. принял участие в создании Объединения художников реалистов (ОХР).

В 1928 г. им была исполнена серия пейзажей Ясной Поляны – усадьбы Л.Н.Толстого, в 1937 г. –  виды Пушкинских Гор, в 1942 г. – пейзажи с изображением усадьбы П.И.Чайковского в Клину. В 1944 г. создал серию картин, запечатлевших памятники древнерусского зодчества в окрестностях Архангельска. Летом 1947 г. писал пейзажи Белоруссии, с природой которой он был знаком ещё с детства. В них воплотилась мудрость художника, обретённая за многие годы творческой работы.

Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном художественном музее Белоруссии (Минск), Музее современной истории России, Тверской картинной галерее, Самарском художественном музее и других российских и зарубежных музеях мира.

Сочинения: Из записок художник. М., 1948.

Библиография: Жидков Г. В.К.Бялыницкий-Бируля. М, 1953;  В.К.Бялыницкий-Бируля. Текст Т.Гурьевой. М., 1958.

Яндекс.Метрика