+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Уткин Петр Саввич

Не настроено изображение

3А Уткин Петр Саввич (09.10.1877–17.10.1934)
Живописец, график. Символист, иллюстратор книг и журналов.

Родился станции Тамбов близ Саратова в семье железнодорожника, с 1917 жил в Саратове, с 1931 жил в Ленинграде, где и умер. Посещал вечерние классы Боголюбовской рисовальной школы при Саратовском обществе любителей изящных искусств (1892–1895), которые вел В.В.Коновалов. Затем занимался под руководством Г.П.Сальвини-Бараки (1895–1897). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897–1907, с перерывами) у И.И.Левитана, В.А.Серова, К.А.Коровина. Награжден Малой серебряной медалью за художественный рисунок. С 1898 участник выставок.

В 1900 путешествовал вместе с П.В.Кузнецовым, сплавившись по Волге от Симбирска до Саратова на лодке. В 1902 расписывал саратовскую церковь Казанской Божьей Матери совместно с П.В.Кузнецовым и К.С.Петровым-Водкиным. По приглашению С.И.Мамонтова работал в его гончарной мастерской «Абрамцево» в Бутырках (1903).

Вместе с П.В.Кузнецовым был участником и организатором выставок «Алая роза» в Саратове (1904). Активно занимался графикой, оформляя книги и журналы, создавал иллюстрации для журнала «Золотое руно» (1906–1909). Оформил хрестоматию «Первоцвет», иллюстрировал книги С.Пшибышевского «День судный» и А.Белого «Серебряный голубь». В 1907 вместе с группой сподвижников организовал в Москве выставку «Голубая роза», которая стали важным этапом в истории русского символизма. Наибольшее влияние на его творчество оказал В.Э.Борисов-Мусатов: большая часть работ до 1917 была выполнена в сине-голубой тональности («Сон», «Мираж»). Его фантастические пейзажи, нередко выдержанные в излюбленных символистами сине-лиловых тонах, причудливая живопись, напоминающая морозные узоры на стекле («Мимоза», 1900-е), создали ему репутацию самого последовательного символиста.

По приглашению Я.Е.Жуковского в 1909–1914 работал в Крыму, где совместно с П.В.Кузнецовым и скульптором А.Т.Матвеевым создавал садово-парковый ансамбль усадьбы Новый Кучук-Кой. Его кисти принадлежат росписи фасада и интерьеров дома Жуковского и романтические пейзажи Крыма.

Декоративная графика Уткина украшала страницы журнала «Золотое руно», он занимался книжной иллюстрацией, в частности, оформил книгу А.Белого «Серебряный голубь» (1910).

Член объединения «Мир искусства» (с 1910) и общества «Четыре искусства» (с 1924). Участник выставок «Салона Золотого Руна», общества «Четыре искусства» (1925, 1926 и 1928), общества «Жар цвет» (1924 и 1925) и «Ассоциации художников революционной России» (1925).

Преподавал в Саратовских Государственных свободных художественных мастерских и студии Пролеткульта (1918–1931). По приглашению Академии художеств стал профессором живописного отделения Ленинградского Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (с 1931).

Работы находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С.Пушкина, в региональных музеях.

Фильтр

Художники
Стоимость
Сбросить
Яндекс.Метрика