+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Шухаев Василий Иванович

shuxaev

Шухаев Василий Иванович (24.01.1887–14.04.1973) 2А  

Живописец, график, рисовальщик, художник театра и кино, монументалист. Автор портретов, пейзажей, натюрмортов, жанровых картин, иллюстратор книг. Один из самобытных представителей неоклассики. Заслуженный деятель искусств Грузии (1962).

Родился в Москве, в семье сапожника, рано осиротел. Жил и работал в Москве, Петербурге–Петрограде–Ленинграде, Финляндии, во Франции (1921–1935). Умер в Москве. Учился в Центральном Строгановском художественно-промышленном училище (1897–1905) по классу чеканки у К.А.Коровина, И.И.Нивинского и Н.А.Андреева, архитекторов С.В.Новаковского, И.В.Жолтовского. Затем продолжил образование вольнослушателем в Высшем художественном училище при Петербургской АХ (1906–1912) в мастерской Д.Н.Кардовского (с 1908), где учился и его ровесник А.Е.Яковлев. Дипломная работа «Вакханалия» (1912) встретила непонимание со стороны академического начальства. В 1912 г. получил звание художника. Не получив признания от Академии художеств, Шухаев уехал в Италию (1912–1914) как пенсионер «Русского общества в Риме». Вскоре к нему присоединился Яковлев. Участник выставок с 1909 г. Экспонент выставок: НОХ (1915,

1917), «Мир искусства» (1918, 1921, 1927).

Был близок историко-ретроспективному направлению «Мира искусства», хотя и не входил в число его членов. Писал стилизованные под старину портреты, пейзажи, натюрморты, мифологические и жанровые сцены. Расписал храм Николая Угодника в итальянском г.Бари (архитектор А.В.Щусев, 1910–1913), работал в качестве книжного иллюстратора, журнального карикатуриста и художника кино.

Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками. Оба были яркими представителями школы Кардовского, в их творчестве нашло отражение новое для тех лет направление – неоклассицизм. В Италии они изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. Шухаев также использовал почти позабытую в то время технику живописи восковыми красками, приемы работы по золоту. Театральность и ретроспективизм этих произведений были близки художественным принципам мастеров «Мира искусства» и «Нового общества художников», в выставках которого он принимал участие. Интерес к возрождению традиций старых мастеров отличал и «Цех живописцев святого Луки», который в 1917 г. он организовал вместе с А.Е.Яковлевым и Д.Кардовским. Многие произведения Шухаева тех лет не дошли до наших дней, однако сохранилось большое количество натурных зарисовок, в которых художник показал себя великолепным рисовальщиком. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. После революции Шухаев вместе с другими художниками участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине октябрьских событий, а также в оформлении театральных постановок.

В 1920 г. он уехал из России и через Финляндию перебрался во Францию. В 1921–1935 гг. жил в Париже. Здесь он открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т.Л.Сухотиной-Толстой («Русская академия»). У него уже имелся опыт педагогической работы: ранее преподавал на женских высших архитектурных курсах Е.Ф.Богаевой, в ЦУТР (1917–1918) и в петроградских ГСХМ (1918–1920). В Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: он создал портреты А.Е.Яковлева (1927), С.С.Прокофьева (1932), Ф.И.Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н.Ф.Балиева, труппы И.Л.Рубинштейн; писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. В 1932 г. он предпринял поездку в Марокко. Привезенные оттуда этюды послужили ему впоследствии материалом для создания целой серии работ.

В 1935 г. Шухаев вернулся в СССР, получил персональную мастерскую в ленинградской Академии художеств. Работал в театре и в монументальном искусстве, преподавал в ИНПИИ, ИПКА ВАА (1935–1937). Участвовал в оформлении интерьеров московской Библиотеки им. В.И.Ленина. Однако вскоре его постигла участь многих бывших эмигрантов: в 1937 г. был арестован «по подозрению в шпионаже» и 10 лет провел в ссылке в Магадане, где оформлял спектакли и концерты местного Музыкально-драматического театра им. А.М.Горького. Впоследствии был реабилитирован.

По возвращении из ссылки в 1947 г. стал профессором Тбилисской Академии художеств (1943–1973), где преподавал рисунок, занимался живописью. Наибольшую известность снискали его портреты. Он изображал С.Т.Рихтера (1951), С.Ф.Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры. Нередко он, как в годы юности, обращался к старым техникам – энкаустике, работе по золоту.

Персональные выставки на родине состоялись в 1954 и 1962 г.

Работы хранятся в ГТГ, ГРМ, Государственном литературном музее Москвы и других музеях.

Фильтр

Художники
Стоимость
Сбросить
Яндекс.Метрика