3В Ратников Алексей Михайлович (24.03.1926–09.07.1984)
Живописец. Работал в жанрах пейзажа и тематической картины. Проявил себя как тонкий знаток природы, развивающий лучшие традиции русской пейзажной живописи. Заслуженный художник РСФСР (1965). Награжден Орденом «Трудового Красного Знамени» (1971), медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», дипломами, почетными грамотами Союзов художников СССР и РСФСР, Министерства культуры РСФСР, Управления культуры Мособлисполкома, Московской областной организации Союза художников РСФСР.
Родился в д.Гаврилово Ногинского района Московской области в крестьянской семье, жил и умер в Ногинске. В годы Великой Отечественной войны работал помощником мастера на Новоногинской фабрике. Учился в Московском областном художественном училище «Памяти 1905 года» (1945–1950). После учебы пришел в Ногинскую художественную мастерскую, где трудился вплоть до последних дней. Совершид поездки в Сибирь, Казахстан, Крым, Урал, Алтай, на Байкал, Ангару, русский Север, в Индию, в европейские страны, Южную Америку и Африку. Жанровым полотнам присущи проникновенный лиризм, тонкая наблюдательность и мягкий юмор. Цикл «Русская женщина» – результат раздумий художника о жизни: он посвятил его трудным судьбам русских женщин. Иллюстрировал произведения И.С.Тургенева (1951), выполняя рисунки для Государственного музея Николая Островского в Москве (1952).
Член Союза художников СССР (1954), в 1955–1968 – член правления МООСХ, член президиума правления МООСХ, член правления Мособлхудожфонда, председатель живописной секции МООСХ. В 1968–1971 – председатель правления МООСХ РСФСР, одновременно избран в состав правлений Союзов художников СССР и РСФСР, председатель зонального выставкома «Центр–Север». В 1976–1980 – член правления МООСХ, председатель выставочной комиссии МООСХ, член Ревизионной комиссии Союза художников СССР. Член зонального выставкома I зональной выставки «Подмосковье». (1977–1980). Депутат горсовета Ногинска (1963–1965) и Мособлисполкома (1967–1969).
Участник всесоюзных, республиканских, зональных, областных, городских и персональных выставок (1950–1984). Персональная выставка: в Москве (1976).
Основные работы: «Припевки», «У походного костра» (1957), «Шефы», «Нагулялись», «После трудового дня», «Будни целины», «Семейный разговор», «Мать», «Жизнь», «Год 1922», «Голубая тишина», «Уральская кладовая», «Гроза прошла», «Суздаль», «Две Вали», «Зоя Сорокина», «Теплый вечер», «Озерный край», «Лес – Северу», «Места родные», «Гурзуф», «Вечер», «Устье Камское», «Байкал», «Старый Ногинск», «В море», «В горах Алтая», «Москва – Горький», «Дождь прошел», «Лесная дорога», «Нагулялись».
Художник не ограничивался изображением природы, но и показывал преобразующую силу человеческого труда: «Пахота», «На стройплощадке», «Печерский лес», «На ремонте», «Земля целинная», «Усть-Илимская ГЭС», «На трассе БАМа». В некоторых произведениях, созданных в начале 1960-х — «Припевки», «Полдень», «До третьих петухов», «О том, о сем» — изображаемые люди и природа слились в одно неразрывное целое. Вершиной творчества стал триптих «Русская», посвященный русской женщине: «Мать», «Горько», «В жизнь!».
Работы находятся в Государственном Русском музее, Государственном музее И.С.Тургенева (Орел), музее-квартире Н.Островского (Москва); в художественных музеях: Красноярском, Карельском, Владимирском, Калужском, Алтайском, Калмыцком; Орловской картинной галерее, Ногинском краеведческом музее, Ростовском областном музее изобразительных искусств.