+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Попков Виктор Ефимович

Не настроено изображение

Попков Виктор Ефимович (09.03.1932–12.11.1974) 2А

Живописец, график. Автор цикла жанровых картин, портретов. В его творчестве преобладает тематика труда и быта народа Советской России. Один из основоположников «сурового стиля» 1960-х. Госпремия СССР (1975, посмертно) за 5 работ, составивших цикл «Размышления о жизни» («Строители Братска», «Полдень», «Бригада отдыхает», «Семья Болотовых», «Шинель отца»). Гран При Всемирной биеннале молодых художников в Париже (1961) за картины «Бригада отдыхает», «Двое» и «Полдень».

Родился в Москве. Погиб в Москве, застреленный инкассатором, к машине которого он кинулся, приняв её за такси. Учился в Московском художественно-графическом педагогическом училище (1948–1952) и Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова (1952–1958) в мастерской Е.А.Кибрика.

После окончания института много ездил по стране: на строительство Иркутской ГЭС (1956), на строительство железной дороги Абакан–Тайшет (1959), на строительство Братской ГЭС (1961), на целину, по русскому северу (цикл «Мезенские вдовы»). Известность ему принесла работа «Строители Братской ГЭС» (1961, ГТГ) – один из изоманифестов «сурового стиля». Член Союза художников СССР.

С 1957 участник всесоюзных, всероссийских, республиканских, зональных, региональных и международных выставок в соцстранах. Участник Всесоюзной художественной выставки «СССР – наша Родина» к 50-летию образования СССР в Москве (1972). Персональные выставки: в 1976 в Москве и Ленинграде.

Впечатления от поездок на русский Север сложились в цикл «Мезенские вдовы» (1965-1968), символически выражающий не только память о войне, но и крайнюю нищету современной русской деревни. Пугающий распад связи поколений воплотился в полотнах «Шинель отца» (1972) и «Хороший человек была бабка Анисья» (1973; все – в Третьяковской галерее). Последней надеждой представало само искусство – его образы у Попкова мечтательно-романтичны (древние фрески в «Северной часовне», 1972, Русский музей; А.С.Пушкин в «Осенних дождях», 1974, Третьяковская галерея). Редкая для официальных выставок откровенность уже при жизни сделала мастера человеком-легендой.

С годами разработал тип особого рода драматической картины-метафоры, монументально-графичной по композиции, контрастной по колориту: цикл «Мезенские вдовы» (1965–1968), символически выражающий  память о войне и крайнюю нищету современной русской деревни; «Шинель отца» (1972), «Хороший человек была бабка Анисья» (1973).

В то же время, его творчеству присущ проникновенный лиризм. Сам «суровый стиль» с его надеждами на политическое обновление ощутимо распадается в попковской живописи – характерна не раз возникающая в его полотнах автопортретная фигура, застывшая в тяжелом сне – оцепенении («Работа окончена», 1972, ГРМ). Ряд листов посвятил строительству Абакан-Тайшетской трассы. Смотрел на мир свежим, зорким взглядом, в процессе труда улавливал четкие ритмы, строгую гармонию. В его композициях много энергии, молодого задора. Линия легко и свободно подчиняется ему. Редкая для официальных выставок откровенность уже при жизни сделала мастера человеком-легендой.

Картины находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в фондах Министерства культуры России и Союза художников, в региональных музеях, в частных собраниях в России и за рубежом.

Фильтр

Художники
Стоимость
Сбросить
Яндекс.Метрика