+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Лихачев Михаил Иванович

Не настроено изображение

4В Лихачев Михаил Иванович (04.09.1919–13.02.1997)
Живописец. Работал преимущественно над тематически актуальными жанровыми полотнами, также плодотворно работал в жанре портрета.

Народный художник РСФСР (1981), заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Награжден дипломом первой степени Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР (1952) за картину «На родных просторах». Награжден орденом Отечественной войны II степени (1985). В Воронеже его именем названа одна из улиц и на доме, где он жил в 1962–1981 (улица Пушкинская, д.7) установлена мемориальная доска (1999).
Родился в с.Бабяково Воронежской губернии, жил и умер в Воронеже. Учился в изостудии живописи «Пищевик» при ДК Воронежа (до 1935) у А.П.Васильева и А.А.Бучкури. Затем работал декоратором при Воронежском государственном драматическом театре, после чего был художником передвижного театра (1935–1938). Участник Великой Отечественной войны. После войны продолжил образование у Б.В.Иогансона в центральной студии «Всекохудожник» в Москве (1946–1947). Член Союза художников СССР (1949). С 1948 участник городских, зональных, республиканских и всесоюзных выставок.
Основные работы: «Наши пришли» (1948), «Тост за героиню труда» (1949), «Свекловичницы» (1959), «Тревожные 20-е годы» (1967), «Ленин в Разливе» (1960), «Портрет актера А.П.Чернова» (1947), «Художник Н.К.Быков» (1960), «Портрет артистки Р.А.Мануковской» (1962), «Портрет писателя И.В.Сидельникова» (1979), «На родных просторах» (1951), «Комсомольцы на снегозадержании» (1952), «Когда это кончится?», «Выходной день» (1957), этюд «Трудная задачка» (1948-1949), « Портрет штукатурщицы Аллы Подкорытовой» (1961), «В праздник. Семья» (1964), «Семья тракториста» (1971), «Матери» (1979), «Память» (1974), «Никто не забыт» (1987). Его картина «На родных просторах» тиражировалась на открытках, ее очень хотела приобрести Третьяковка, но в итоге упомянутое произведение искусства досталось гостинице «Интурист». В 1982 в серии «Художники Российской Федерации» был издан набор репродукций М.Лихачева.
Даже у самого нетерпимого искусствоведа язык не повернется назвать Михаила Ивановича художником конъюнктурным. Да, соцреализм, но, видимо, лучшие его образцы. Радость, но не пафос. Философия, но не партийная, а общечеловеческая. Трактористы и прочие передовики производства интересны автору в числе других примет времени, особенных и узнаваемых лиц человеческих: «Старуха», «Пьяница», «Аннушка», «Бабуля», «Рыбачок», «Натурщик» – прекрасная галерея лиц, характеров, судеб, трагедий и взлетов. Пронзителен драматизм работы «Нашла сына»: под огромным небом на огромном холме запятой скрючилась плачущая фигура. Его лучшие картины, несмотря на простые, непритязательные сюжеты, как бы не открывающие ничего нового, неожиданного, оказываются богаты внутренним подтекстом, вызывают серьезные мысли и берут зрителя за живое.

Персональная выставка «Гордости российского искусства» в Воронеже (1999). Представлены 70 этюдов мастера из различных частных коллекций. Картина «Свекловичницы» – работа, к которой придраться нельзя. Здесь нет идеализации, как во многих произведениях той эпохи. Все герои Лихачева – живые люди.

Картины находятся в Государственной Третьяковской галерее, Воронежском областном художественном музее им. И.Н.Крамского и в частных коллекциях. Практически все наследие художника вывезено в США, там же издан иллюстрированный альбом, посвященный его творчеству «Tradition rediscovered. The Finley collection».
Библиография: Имя М.Лихачева упоминается в ряде отечественных каталогов, а также в справочнике «Russian and Soviet paintings 1900–1980's», изданном в Лондоне в 1998 г. на 187 стр.

Фильтр

Художники
Стоимость
Сбросить
Яндекс.Метрика