1А Кончаловский Петр Петрович (21.02.1876–02.02.1956)
Живописец, график, художник театра, акварелист. Работал в области портрета, натюрморта, бытового жанра и театрально-декорационного искусства, оставил также значительное графическое наследие. Классик русской живописи, одна из наиболее значительных фигур в русской живописи первой половины ХХ в. Народный художник РСФСР (1946), действительный член Академии художеств СССР (1947). Сталинская премия I степени (1942).
Родился в г.Славянске Харьковской губернии (ныне Донецкой области), жил и умер в Москве. Учился в рисовальной школе М.Д.Раевской-Ивановой в Харькове (до 1888), в вечерних классах рисования Строгановского художественно-промышленного училища у В.Д.Сухова; в Париже в Академии Р.Жюльена (1897–1898) у Ж.-П.Лорана и Ж.-Ж.Бенжамена-Констана; в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге (1898–1906) у И.И.Творожникова, В.Е.Савицкого, Г.Р.Залемана и в мастерской П.О.Ковалевского, в МУЖВЗ у К.Коровина (до 1909), получил звание художника. В 1900–1910-е совершал частые поездки во Францию, Италию и Испанию вместе со своим тестем В.И.Суриковым. Затем оказался под воздействием творческого метода П.Сезанна, который культивировался членами объединения «Бубновый валет». Кончаловский был одним из основателей и председателем этого объединения (с 1910), первая выставка которого открылась в Москве (1910). В 1911 совместно с Ильей Машковым основал «Студию рисования и живописи Петра Кончаловского и Ильи Машкова»). Член объединений «Союз молодежи» (1911), «Мир искусства» (1911–1922, с перерывами), «Московские живописцы» (1924–1926), «Бытие» (1926–1927), АХРР (1928–1932). Преподавал в московских Государственных свободных художественных мастерских (1918–1921) и ВХУТЕМАСе–ВХУТЕИНе (1926–1929), профессор.
В ранний период его произведения отличались упрощением цвета и обобщением объемов, нарочитой грубостью и осязаемостью фактуры, броской, жизнерадостной, почти лубочной красочностью. В конце 1910-х серьезно изменяется отношение к цвету, в его живописи появляется свет и воздушность атмосферы, неизбежно влияющие на качество цвета и подчиняющее его новым требованиям. В 1920-е гг. частично отказывается от сезанновских методов пейзажа и обращается к традиционным живописным приемам старых мастеров, в частности, венецианских живописцев. С начала 1930-х отошел от «сезаннизма» «Бубнового валета» и обратился к официально востребованной реалистической манере живописи. Уникальность его творческого пути в том, что, сохраняя высокий авторитет в среде художников, он был одним из официально признанных мастеров социалистического реализма.
Работы находятся в ГТГ (Москва), ГРМ (Санкт-Петербург), во всех крупных музеях страны.