+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Грицай Алексей Михайлович

Не настроено изображение

2В Грицай Алексей Михайлович (07.03(22.02).1914–06.05.1998)  
Живописец, пейзажист и портретист. В пейзажах развивает традиции русской пейзажной живописи 2-й половины XIX в. Народный художник СССР (1974) и РСФСР (1963), заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), действительный член Академии художеств СССР (1964). Государственные премии СССР (1951, 1952, 1978), Государственная премия РСФСР им. И.Е.Репина (1973). Бронзовая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе (1957). Награжден орденом Отечественной войны II степени и медалями. С 1966 член Президиума АХ СССР и академик-секретарь Отделения живописи Академии художеств СССР.

Родился в Петрограде, жил и умер в Москве. В юные годы получил первые уроки живописи у мастеров старой Императорской Академии Роберта Баха и Роберта Залемана. Учился в студии художника С.М.Зайденберга в Ленинграде (1930–1932) и в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (1932–1939) у В.Н.Яковлева, С.Абугова, И.И.Бродского.

После окончания института, был призван на военную службу в артиллерию. С первого дня Великой Отечественной войны он был на фронте, с боями прошел от западной границы до Сталинграда. Был награжден орденом Отечественной войны II степени. После возвращения с фронта вошел в коллектив мастеров, работавший над полотном «Заседание Президиума Академии СССР». В это время художником были созданы три портрета академиков Николая Семёнова, Михаила Павлова, Бориса Полынова. Они отличались большой психологической выразительностью и филигранно выписанными деталями

Преподавал в Художественном училище «Памяти 1905 года», Московском государственном художественном институте (МГХИ) им. В.И.Сурикова (1948–1952) и руководил персональной мастерской МГХИ им. В.И.Сурикова (1964–1974), с 1966 профессор.

Начинал работать как портретист, в 1950-х исполнил серию портретов академиков, за которую был удостоен Государственной премии. Свою самостоятельную творческую деятельность начал с жанровых работ и произведений на индустриальные темы. Далее главным жанром в его творчестве стал пейзаж, как монументально-эпического («В Жигулях. Бурный день», 1948–1950, ГТГ, Государственная премия СССР, 1951; «Над Волгой», 1950–1952, «Чёрная вода», 1967, собственность автора), так и камерного характера (серия картин «Весна»). Автор серии пейзажей Подмосковья, Ленинграда и его окрестностей, видов Оки и Волги, выдержанных в традициях И.И.Левитана и Ф.А.Васильева. В его пейзажах видны стремление к эпичности, к широкому охвату пространства, к передаче мощи природы средствами спокойной повествовательности. Большой эмоциональностью отличаются его камерные подмосковные пейзажи с тихим, но проникновенным звучанием цвета, с мягкой трактовкой формы, трепетным мазком.

На рубеже 1940–1950-х в отдельных работах он решает задачи, характерные для эпического пейзажа. В искус­стве Грицая эмоциональное начало играет определяющую роль. Не случайно в дальней­шем он отказывается от подчеркнуто монументальных решений, всецело посвящая свое творчество лирическому пейзажу. Грицай чрезвычайно разнообразен и вме­сте с тем очень искренен. Отсюда подлинная поэтичность его скромных пейзажей, в них не чувствуется никакого «нажима», внешней аффектации, желания блеснуть мастерством. Превосходны небольшие картины художни­ка, в них – скромная прелесть русской природы, тон­кость чувств и настроений. Значительный цикл живописных поэтиче­ских новелл, посвященных русской природе, создал Грицай в серии «Весна» (1955–1957). Весна вообще любимое время худож­ника. Он остро чувствует жизнь природы в это время года, ему удается передать тончай­шие оттенки ее состояния, выразить свои сокровенные чувства.

Автор портретов (в том числе группового портрета «Заседание Президиума АН СССР», совместно с В.П.Ефановым и др., 1951, Русский музей, Государственная премия СССР, 1952) и произведения на индустриальную тему («Электропечи», 1947, Третьяковская галерея).

С 1946 участник республиканских, всесоюзных и международных (Венгрии, Финляндии, Польше, Чехословакии, Германии, Сирии, Биеннале в Венеции (1956, 1958)) выставок, в том числе Всесоюзной художественной выставки 50-летия образования СССР в Москве (1972).

Произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в художественных музеях Калуги, Вятки, Саратова и Львова.

Сочинения: Автор ряда статей по изобразительному искусству.

Фильтр

Художники
Стоимость
Сбросить
Яндекс.Метрика