+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Гаврилов Владимир Николаевич

Не настроено изображение

3А Гаврилов Владимир Николаевич (30.05.1923–04.12.1970)
Живописец, график, пейзажист, жанрист, сценограф. Тонкий колорист, мас­тер сюжетно-тематической картины, писал портреты и поэ­тические натюрморты, мастер пей­зажа и композиции. Создавал произведения о своем времени и страстно утверждал живую си­лу художественных идеалов русского искусства. В 1950-х стал одним из основоположников  советского импрессионизма.

Заслуженный художник РСФСР. Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина (1971) за картины «Дмит­рий Федорович с приемным сыном», «За родную землю» и «Радостный март».

Родился, жил и умер в Москве. Учился в Московской средней художественной школе (1938–1942) у В.В.Почиталова. Пос­ле окончания школы был призван в армию и откомандирован в Студию военных художников им. М.Б.Грекова (1942–1945). В 1944 (вместе с Б.М.Неменским) им была написана кар­тина «К родным мес­там», повествующая о жите­лях деревни, вернувшихся в родные места. С картины «Родные поля» начинает­ся участие Гаврилова в худо­жественных выставках. После войны учился в Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова (1945–1951) у И.Э.Грабаря, Б.В.Иогансона, С.В.Герасимова, А.А.Осмеркина, Д.К.Мочальского, Е.А.Кибрика. В институте написал картину «А.Н.Радищев» (1950), во­шедшую в золотой фонд совет­ской живописи. Изу­чал творчество многих отечест­венных и зарубежных худож­ников, но особое отношение у него было к В.И.Сурикову, образ которого стал темой дипломной картины «В.И.Суриков» (1951, Му­зей Академии художеств, Санкт-Петербург), которая экспонировалась на Всесоюзной художе­ственной выставке (1951).

Был одним из талант­ливых представителей поколе­ния живописцев, чье творчество определило характерные черты советского изобразитель­ного искусства 1950–1960-х: «Молодые изыскатели» (1952), «Теп­лый вечер» (1954), «Свежий день» (1958, ГРМ), «Холодный день» (1959), «За Родную Землю» (1959), «Ра­достный март» (1960).

В 1954 впервые прие­хал в дом творчества «Акаде­мическая дача» (под Вышним Волочком) в качестве художе­ственного руководителя. Это были места, связанные с име­нем А.Г.Венецианова, где ху­дожник работал над своими картинами и создал замеча­тельную школу. В 1954 написал полотно «Май. Северная ночь», напол­ненное любовью и нежностью к русской природе и человеку, где с новой силой проявилось колористическое дарование ху­дожника. Известен прежде всего как мас­тер сюжетно-тематической картины: «Дни войны. Фронтовой отпуск» (1966), ««За родную землю» (1959, ГТГ); «Дмитрий Федорович с приемным сыном» (1969), «Кончился трудовой день» (1961), «Радостный март» (1960). Художник увлеченно писал пейзажи, поэ­тические натюрморты, работал над портретом: «Солнечный день» (1965), «Март» (1965), «Ночное окно» (1969), «Лесные ко­локольчики» (1965), «На­тюрморт с кистями» (1969), «Портрет женщи­ны с гитарой» (1955), «Де­вочка в белом» (1958), «Женский портрет» (1962), «Алина» (1965).

Профессор Московского государствен­ного художественного институ­та им. В.И.Сурикова (с 1968).

С 1943 участник московских и всесоюзных выставок, передвижных выставок произведений советских художников, выставок московского союза художников и международных выставок советского искусства. Участник Всесоюзной художественной выставки 50-летия образования СССР в Москве (1972). Персональная выставка состоялась после его смерти, в залах Акаде­мии художеств СССР – сна­чала в Ленинграде, затем в Москве (1975).

Его можно назвать живописцем-лириком. Уже в студенческих работах «В.И.Суриков» (1951) и «А.Н.Радищев» (1950) он проявил себя вдумчивым и серьез­ным мастером, умеющим «вжиться в образ». В еще большей степени это ему удалось сде­лать картине «На рассвете. Молодые изыскатели» (1952), где фигуры гео­логов неотторжимы от пейзажа и всей атмо­сферы раннего утра. В последующих работах Гаврилов отказывается от развернутых сю­жетов, сосредоточивая внимание на выраже­нии общего состояния образа. Прекрасный живописец, он достигает большой силы эмо­циональной выразительности с помощью ко­лорита. Тонким и глубоким чувством свобод­ного приятия мира, окружающей действи­тельности, природы проникнуты его картины «Май. Северная ночь» (1954), «Свежий день» (1958), «Радостный март» (1960). Сила их в том, что Гаврилов умеет выразить свое, личное отношение к тому, что изобра­жает. Отсюда непосредственность и ощуще­ние трепетной жизни созданных им образов.

Живописная интерпретация Гавриловым действительности, заставляющая вспоминать искусство мастеров «Союза русских худож­ников», позволяет ему раскрыть сложное содержание, не прибегая к подробному расска­зу. В картине «За родную землю» (1959) лишь две фигуры – солдата, уходящего на фронт, и стоящей у околицы женщины. Мы едва различаем лицо солдата, темным силуэ­том рисуется и вся его фигура. Но в картине нет недоговоренности. Свинцово-тяжелые облака, заволакивающие небо, сине-коричневая шинель солдата, холодный синий блеск луж и поблекшее желтоватое жнивье сообщают художественному образу настроение твердой решительности, упорства, неизбежности гря­дущих утрат. Вместе с тем этот образ несет в себе и нечто жизнеутверждающее, настоль­ко весома фигура солдата, так трепетна под его ногами вода, так реален контраст тяже­лых темных туч и светлого холодного неба.

Произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее, Художественном фонде РСФСР, в областных и республиканских музеях, в частных коллекциях в России и за рубежом.

Фильтр

Художники
Стоимость
Сбросить
Яндекс.Метрика