+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Бенуа Александр Николаевич

Не настроено изображение

1 Бенуа Александр Николаевич (21.04(03.05).1870–09.11.1960)
Бенуа Александр Николаевич (1870–09.02.1960)
Художник театра, живописец, график, иллюстратор. Художественный критик и историк искусства, музейный деятель, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна. Создатель исторической живописи, типичной для «Мира искусства» – достоверной по характеристикам деталей и поэтичной. Другие сюжеты Бенуа – дворянские быт и культура (серия «Последние прогулки Людовика XIV», 1897–1898; «Версальская серия», 1905–1906).

Родился в Санкт-Петербурге, жил и Петербурге, в 1896–1898 и 1905–1907 жил в Париже, с 1926 эмигрировал в Париж, где и умер. Один из 9 детей академика архитектуры Н.Л.Бенуа. В детстве учился рисованию у старшего брата Альберта. Четыре месяца занимался вольнослушателем в вечерних классах Академии художеств (1887–1888), занимался живописью под руководством брата Альберта Николаевича (1890–1894). Окончил частную гимназию К.И.Мая (1890) и юридический факуль­тет Петербургского университета (1890–1894). Хранитель коллекции живописи и графики княгини М.К.Тенишевой (1895–1899) в Париже.

В книге «История русской живописи в 19 веке» (ч. 1–2, СПБ, 1901–1902) и статьях начала 1900-х критиковал академическое искусство, выступил с идеалистических позиций против эстетики Н.Г.Чернышевского и позиции гражданственности в живописи передвижников. Выдвинул «художественность» главным критерием оценки произведений искусства. Впоследствии отказался от некоторых острых оценок этого периода.

Страстный пропагандист классического наследия, в том числе русского искусства XVIII–1-й четверти XIX вв. Инициатор создания ряда искусствоведческих изданий и музеев (сборники «Художественные сокровища России», редактировал в 1901–1903; журнал «Старые годы»; Музей старого Петербурга). С 1899 иллюстрировал книги, сотрудничал с газетами, журналами и различными издательствами. Создал ряд графических иллюстраций, в том числе к «Медному всаднику» А.С.Пушкина в издательстве И.Кнебель (1903).

Еще в студенческие годы сблизился с Д.В.Философовым, В.Ф.Нувелем, К.А.Сомовым, С.П.Дягилевым, с которыми позднее организовал объединение «Мир искусства» и одноименный журнал (18981899). Его художественный и литературный труд в 1890–1910-е неотделим от деятельности этого объединения и связанного с ним культурно-эстетического движения в России. С 1891 участник выставок. Член и экспонент объединений: Общество русских акварелистов (1893–1896), «Мир искусства» (1899–1924), Союз русских художников (1903–1910), Осенний салон (Париж, пожизненный член – с 1906).

Во время заграничных путешествий (1890–1910-е) по Германии, Италии и Франции исполнил множество пейзажей.

В 1900 дебютировал как театральный художник, далее оформил несколько десятков постановок, был одним из ведущих декораторов «Русских сезонов» С.П.Дягилева. Бенуа принадлежит к числу реформаторов русской театрально-декорационной живописи (опера «Гибель богов» Р.Вагнера, 1903; балет «Павильон Армиды» Н.Н.Черепнина, 1907 – Мариинский театр в Петербурге). С 1908 оформлял спектакли антрепризы С.П.Дягилева в Париже (балет «Петрушка» И.Ф.Стравинского, 1911, театр Шатле), до 1911 был её художественным руководителем. В 1913–1915 заведующий художественной частью и режиссёр Московского художественного театра («Мольеровский спектакль», 1913, сорежиссёры К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко). С 1919 режиссёр и художник Академического театра оперы и балета («Пиковая дама» П.И.Чайковского, 1921) и Большого драматического театра («Слуга двух господ» К.Гольдони, 1921) – в Петрограде.

С 1917 активно участвовал в организации охраны памятников искусства и в перестройке музейного дела, в 1918–1926 был заведующим картинной галереи Государственного Эрмитажа и членом Комиссии по охране памятников искусства и старины. В 1926 не вернулся из Парижа, куда ездил в командировку от Эрмитажа.

Во Франции продолжал заниматься живописью и графикой, исполнил акварельные пейзажи предместий и парков Парижа, Нормандии, Бретани. Видное место в его творчестве продолжали занимать пейзажи Петербурга и его окрестностей, написанные по воспоминаниям, а также картины на русские исторические сюжеты. Продолжал публиковать свои исследования, иллюстрировать книги и работать в театре (постановки в Париже, Копенгагене, Монте-Карло, Вене, Лондоне. В том числе в 1940–1950-е гг. оформил ряд спектаклей для театра Ла Скала в Милане, где постановочную часть возглавлял его сын Николай).

Персональные выставки: в Париже (1926,1929, 1953), Лондоне (1936, 1937, 1939, 1959, 1960), Комо (Италия, 1955) и Милане (посмертная, 1960). Станковые и театральные работы экспонировались на выставках русского искусства в Париже, Брюсселе, Лондоне, Манчестере, Белграде и Праге. В 1970 в Государственной Третьяковской галерее состоялась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения А.Н.Бенуа.

Работы находятся в ГТГ, ГРМ и многих музеях мира.

Сочинения: Автор ряда трудов по истории искусства и многочисленных критических статей; В 1888 участвовал в создании многотомной монографии «История мирового искусства», автор 19-го тома «История русского искусства XIX века».

Фильтр

Художники
Стоимость
Сбросить
Яндекс.Метрика