+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Асламазян Мариам Аршаковна

Не настроено изображение

3А Асламазян Мариам Аршаковна (02.11(22.10).1907–16.07.2006)
Армянский живописец, монументалист, график, керамист. Автор пейзажей, портретов, тематических картин, декоративных изделий из керамики; оформитель театральных спектаклей и цирковых представлений. Источником её вдохновения была Армения. Народный художник СССР (1990), народный художник Армянской ССР (1965), заслуженный художник Армянской ССР (1961). Международная премия им. Джавархалала Неру (1972) и премия им. Гамаль Абдель Насера (1976). Получила Диплом Художественного фонда СССР (1959) за произведения из керамики, Диплом за участие во Всемирной выставке керамики в Праге (1962). Награждена Орденом Дружбы (1998) и медалями.

Родилась в с.Баш-Ширак (Армения) близ Ленинакана в многодетной семье инженера-конструктора, изобретателя (по его проекту построена первая ГЭС на родине «вождя народов», в Гори). Жила в Ленинграде и Москве, умерла в Москве. Похоронена в пантеоне парка им. Комитаса в Ереване. Сестра Ерануи Асламазян (1909–1998), заслуженный художник Армянской ССР; муж Гурген Аватесян, профессор Тимирязевской академии.  

Училась в Ленинаканской изостудии (1926) у Ю.Вержбицкой, Ереванском художественно-промышленном техникуме (1926–1928) у С.А.Аракеляна, С.М.Агаджаняна и Московском ВХУТЕИНе (1928–1930) у А.Древина, Н.Удальцовой, В.Фаворского, С.Герасимова, А.Гончарова, М.Родионова. Но вскоре её исключают как «социально чуждый элемент» – отец когда-то владел мельницей. Хождения по чиновничьим кабинетам ничего не дали, но её спасла Н.К.Крупская. Ей даже выдали стипендию. В 1930 перевелась в Ленинградский институт пролетарского изобразительного искусства (1930–1932), где училась у К.С.Петрова-Водкина. Там же училась в аспирантуре (1932–1934) у А.И.Савинова.

Член Союза художников СССР (1939) и  Ленинградского отделения Союза художников (1932). Член правления Союза художников Армении (1942). Делегат антифашистского комитета советских женщин в Париже (1948). Член правления Московского Союза художников (1958). Заместитель председателя правления Дома художника в Москве (1966). Член правления Общества дружбы с АРЕ (1976).

С 1935 участница выставок: групповых в Москве (1958, 1962, 1965, 1971, 1975) и Ленинграде (1958); международных в Париже (1948, 1970, 1974), Остенде (Бельгия, 1958), 34-я Биеннале в Венеции (1968); выставки советских художников в Лондоне, Нью-Йорке, Каире (1959); Париже, Будапеште и Мехико (1960); Риме (1965); Алжире (1969); ГДР, Аргентине и Голландии (1971); Париже, Дортмунде и Роттердаме (1973) и в Западной Африке (1974). 

Персональные выставки: в Москве (1964, 1968, 1970, 1971, 1977, 1978 (дважды), 1980, 1997), Ереване (1971, 1974), Анкаване (1973, 1974), Антананариву (Мадагаскар, 1981) и Музее М.А.Асламазян в Гюмри. Совместные выставки живописи М.А. и Е.А.Асламазян в Ереване (1961, 1963) и Ленинакане (1961).

Основные произведения: натюрморты «Армянский натюрморт» (1955, ГТГ) и «Цветущий красный кактус» (1957, ГТГ); тематические картины «Возвращение героя» (1943), «Песнь героя» (1944) и «Мать-героиня» (1949) – все эти работы находятся в Картинной галерее Армении в Ереване. Довоенное творчество разнообразно по жанрам: пейзаж «Осенние тутовые деревья» (1939), портрет «Я и Еран в зеркале» (1939), натюрморт «Персики» (1940), интерьер «В мастерской художника В. Лебедева» (1940). К сожалению, большая часть довоенных произведений погибла во время блокады Ленинграда.

В военное время много внимания уделяла наглядной агитации. Свои военные плакаты («Заменим ушедших на фронт», «Отомстим», «Восстановим», «За Родину в решительный бой») сама расклеивала на улицах военного Ленинграда. Среди картин о войне особенно выделяются «Возвращение героя» (1943), «Песня героя» (1944) и «Свадьба героя» (1945). Они прослеживают судьбу безымянного солдата.  

В 1938–1955 (с перерывами) совместно с сестрой Ерануи Асламазян украсили огромными панно павильон Армянской ССР на ВСХВ, музей землеведения МГУ и ресторан «Арарат» в Москве.

В послевоенные годы всё более увлеклась натюрмортом. Композиция, колористический строй – всё это близко сарьяновским натюрмортам: «Цветы павшим героям» (1973), «Горная симфония Армении» (1976).

Совершила многочисленные путешествия: в страны Европы, Африки и Азии ((1948, 1970, 1973, 1974), Индия (1957, 1970, 1973, 1975), Бельгия (1958), Швеция (1958), Китай (1961), Япония (1963), Египет (1976), Берег Слоновой Кости, Мадагаскар (1965, 1981), Конго, ОАР (1967), Алжир (1969), ГДР (1973), Аргентина (1973), Голландия (1973), Испания (1974), Югославия (1979), Италия (1980).

Индия художницы – страна простых людей, кропотливого труда и древних обычаев. «Девушка-танцовшица из Мадраса» 1967), «Студентка из Дели» (1970), «Народная умелица» (1971). В Африке её интересует все, но особенно краски Египта, смена цвета в зависимости от времени дня. В её темперных листах нежное утро («Село Асуан на заре», 1967) постепенно переходит в жаркий палящий полдень («Село Асуан», 1968), который сменяется вечером с его свето-теневыми контрастами («Улица в Луксоре», 1968).

В 1958 открыла для себя керамику. Её керамика одновременно и декоративна, и изобразительна. Здесь сконцентрированы живописные приёмы художницы, выражена суть её красочной палитры.

Оформление театральных спектаклей и цирковых представлений не было случайным эпизодом её биографии. Тяга к монументальной декоративности, любовь к большим композициям, проявившиеся уже в 1940-е, привели её к оформительскому искусству.

В 1959 оформила спектакль «Огонь твоей души» по пьесе А.Араксманяна в театре Ленинского комсомола. А через год была приглашена в цирк для оформления спектакля (манеж и костюмы артистов).

Произведения находятся в ГТГ, Национальной галерее Армении (Ереван) и в 40 бывших советских и зарубежных музеях.

 

Яндекс.Метрика