+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Верейский Георгий Семенович

Не настроено изображение

Верейский Георгий Семенович (30.07.1886–19.12.1962) 3А
График, живописец, портретист и пейзажист, иллюстратор книг. Представитель «тихого искусства», рисовальщик, литограф и офортист. Работал в области портрета, лучшие его портреты (к примеру, А.Н.Бенуа, 1924; С.С.Прокофьева, 1927; И.А.Орбели, 1940; К.А.Федина, 1940; Е.Е.Лансере, 1944; С.Т.Коненкова, 1954) принадлежат к редким по точности и художественному качеству образцам исторической иконографии.
Народный художник РСФСР (1962), действительный член Академии художеств СССР (1949). Лауреат Сталинской премии СССР второй степени (1946).

Родился в д.Проскурово (ныне г.Хмельницкий) Подольской губернии, жил в Ленинграде, где и умер. Окончил юриди­ческий факультет Петербургского университета (1912). Учился в студии Е.Е.Шрейдера в Харькове (1901–1905) и в Новой художественной мастерской в Петербурге (1913–1916) у М.В.Добужинского, Б.М.Кустодиева, Е.Е.Лансере и А.П.Остроумовой-Лебедевой. Рисовал для журналов «Театр и искусство», «Голос жизни».

Член обществ «Мир искусства» (с 1915) и «Четыре искусства». С 1904 участник выставок. С 1913 начал художественно-педагогиче­скую и музейную работу; служил в гравюрном отделе Эрмитажа (1918–1930). Преподавал в Петроградском ВХУТЕМАСе (1918–1923),  Ленинградской высшей школе декоративного искусст­ва, на полиграфическом факультете Академии художеств (1920–1924), профессор (1921). Один из создателей Экспериментальной литографской мастерской ЛОСХа. Создал иллюстрации к произведениям русских писателей: «Анне Карениной» Л.Н.Толстого, «Обыкновенная история» И.А.Гончарова, «Что делать?» Н.Г.Чернышевского, «Повести» И.А.Бунина.

Работы экспонировались на выставках в Нью-Йорке, Венеции, Лейпциге, Софии, Варшаве. Персональные выставки (1924, 1939, 1946, 1949, 1961, 1962, 1968).

Гуманистический взгляд на мир отличает автолитографии Г.Верейского, много и плодотворно работавшего в военные годы. Мастер открывает в близких по духу людях черты, не стертые испытаниями вой­ны: душевную ясность, активность, особую внутреннюю собранность. Таковы портреты К.Ф.Юона, С.Д.Лебедевой, Е.Е.Лансере, С.В.Герасимова (все – 1944). В эмоцио­нальной атмосфере «Автопортрета» (1944), в его композиционных ритмах, в драма­тическом звучании черного цвета ощутимо время. Всегда очень внимательный к натуре, ни в какой степени не отступавший от её за­конов, он пристально вглядывался в отлагавшиеся на людях приметы времени. Так возникают портреты прославленных лет­чиков и героев Краснознаменного Балтийско­го флота. Заметная уже в этих работах спаянность биографии челове­ка с историей, отличительная особенность графического портрета военных лет, в еще большей степени присуща портрету академика И.А.Орбели (1942), считающемуся одной из вершин портретного ма­стерства Верейского. Исхудавшее лицо погруженного в горькие думы человека зани­мает основное пространство листа. Наклон головы, ее абрис, широкий светлый лоб го­ворят о воле, упорстве, силе духа человека, о его не сломленной, нерастраченной энергии. Бездонная чернота фона, на котором распо­ложено лицо ученого, оказывается побежден­ной, отступает, как бы источаясь с острых, быстрых штрихов литографского карандаша, росчерки линий рассеивают мрак, а положе­ние руки модели сообщает композиции осо­бую, неколебимую устойчивость. На скорб­ном, мужественном лице Орбели лежит пе­чать войны и одновременно напряженной одухотворенности.

В послевоенных работах Верейского конца 1940-х – начала 1950-х скрытый в глуби­нах военных переживаний мощный поток чувств как бы вырывается на свободу в арти­стичном портрете дирижера Е.А.Мравинского (1947). Сдержанная патетика и мажор­ность листа находят обоснование в его ком­позиционной и сюжетной завязке, а также в остро прочерченном, словно парящем силуэ­те дирижера. Человек, увлеченный любимым делом, запечатлен Верейским на портрете художника К.И.Рудакова (1946).

В 1940–1950-е он продолжает линию доско­нально тщательного портретного мастерства, поднимаясь до подлинных вер­шин в монументальном образе С.Т.Коненкова (1954), в полном женственности, живо­писности портрете С.М.Юнович (1960). Как и прежде, Верейский предпочтительно рабо­тал в технике литографии, но его листы на­поминают рисунки с натуры; эта особенность отличала многие портретные образы той по­ры.

Работы находятся в ГТГ (Москва), ГРМ (Санкт-Петербург), Музее Академии художеств (Санкт-Петербург), Музее изобразительных искусств им.А.Пушкина (Москва), в других музеях России и стран мира.

Библиография: Н.М.Козырева. Ленинградская станковая литография 1933-1963.

Фильтр

Художники
Стоимость
Сбросить
Яндекс.Метрика