+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Тышлер Александр Григорьевич

Не настроено изображение

Тышлер (Джин-Джих-Швиль) Александр Григорьевич (26(14).07.1898–23.06.1980) 1А

Живописец и график, художник театра и кино, скульптор. Мастер перового рисунка тушью. Один из основоположников «неофициального» русского авангарда середины ХХ в. Его творчеству свойственны метафоричность образов, гротескная фантастика, экспрессивность цветовых решений. Его творчество стало важным стимулом развития послевоенного «неофициального искусства». Народный художник России, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1943). Государственная премия СССР.

Родился в Мелитополе в семье предпринимателя, с 1921 жил в Москве, где и умер. Учился в Киевском художественном училище (1912–1917) у А.И.Монастырского, И.Ф.Селезнёва, Н.И.Струнникова, в частной художественной студии А.А.Экстер в Киеве (1917–1919).  В годы революции и Гражданской войны служил художником при штабе Красной Армии на Украине (1919–1920), оформлял политические празднества, агитпоезда и «Окна РОСТА». В Москве учился во ВХУТЕМАСе (1921–1924) у В.А.Фаворского.

Участвовал в художественных объединениях «Культур-Лига» в Киеве (1917–1920) и «Метод» в Москве (1922–1925), примыкал к созданной К.Н.Редько группе «Электроорганизм» (1922), был одним из основателей «Общества художников-станковистов» (1925–1932).
Участник международных, всесоюзных, всероссийских, республиканских и зональных выставок.

Самобытный стиль Тышлера, причудливо сочетающий лирическую экспрессию с сюрреальным гротеском, сложился в начале 1920-х, окончательно оформившись на фоне официального курса на политически выдержанную «тематическую картину». Избирая такого рода «проходную тему», он насыщал ее вольной поэтической фантазией, рождающей у зрителя достаточно дерзкие ассоциации. Так, застенок в его «Сакко и Ванцетти» (1927, Третьяковская галерея, Москва) достаточно поэтически отстранен, чтобы восприниматься универсально, в применении к любому, отнюдь не только «империалистически» американскому, политическому насилию. Картины мастера слагались в большие многолетние серии («Гражданская война», 1922–1955; «Махновщина», 1922–1965; «Соседи моего детства», 1930–1968; «Цыгане», 1931–1964), в которых встает образ феерически пестрого по колориту «мира-театра», где-то абсурдно зловещего, а где-то, напротив, согретого стоической верой во внутренне освобождающую миссию искусства.

Не имея возможности экспонировать свои станковые работы, много работал как художник и постановщик в московских театрах. Сотрудничал с Московским еврейским театром им С.М.Михоэлса (1935), создав целый ряд шедевров, среди которых наиболее известно оформление шекспировского «Короля Лира». Также работал театральным художником в Кокандском музыкально-драматическом театре им. Хамзы (1943), Московском теат­ре сатиры (1957). Создал портретную галерею артистов в 1940­–1950-х.

Более поздние живописные серии по-прежнему острогротескны (подобно «Фашизму», 1966–1968), но в целом скорее лирически-созерцательны («Кариатиды», 1964; «Кукольный театр», 1964–1967). Главной героиней все чаще выступает таинственная «богиня земли» – юная дама, несущая символы природы и культуры в виде фантастического головного убора. Художник как бы создает пластический «театр для себя», особенно охотно в эти годы обращаясь к скульптуре (преимущественно из дерева).

Работы находятся в ГТГ, ГРМ и региональных музеях, в частных коллекциях в России и за рубежом.

Фильтр

Художники
Стоимость
Сбросить
Яндекс.Метрика