+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Терпсихоров Николай Борисович

Не настроено изображение

3А Терпсихоров Николай Борисович (1890–1960)

Живописец и график. Мастер соцреализма, один из последовательных привер­женцев идеологии и живописной эстетики АХРР. Автор картин на военные и революционные темы, жанровых композиций, пейзажей и портретов, акварельных рисунков, плакатов. Заслуженный художник РСФСР.

Родился в Санкт-Петербурге, жил и умер в Москве. Учился в Москве в художественной школе К.Ф.Юона и И.О.Дудина, в школе живописи и рисования В.Н.Мешкова (1907–1910) и в МУЖВЗ (1911–1917) у Н.А.Касаткина, А.М.Васнецова и К.А.Коровина. Участвовал в Гражданской войне в рядах Красной Армии (1917–1922). Член общества «Художественная московская школа». Учредитель и член АХРР (1922–1932), участник всех 11 выставок этого объединения (1922–1929). Участник всесоюзных выставок (1947, 1949–1951), выставок советского искусства в Харбине (1926) и Японии (1927).

Много времени проводил в поездках по стране, стараясь найти новые темы и образы. Творческие командировки возбуждали у него интерес к пейзажу, как самостоятельному жанру (он активно занимался им в Училище). Много впечатлений подарили ему поездки в Узбекистан (1929) и Туркмению (1935–1936). Яркие краски Средней Азии значительно обогатили цветовую гамму его полотен. Незнакомый уклад жизни расширил запас жанровых впечатлений («Книжный базар», «Красный обоз»). Туркменские этюды легли в основу нескольких больших жанровых картин. Наиболее интересная из них – «Ковровщицы» (1936), живо и занимательно повествующая о труде и быте работниц ковровой мастерской.

В годы Великой Отечественной войны Терпсихоров обращается к военной теме, решая её то в героическом («В обход врага»), то в более близком ему жанровом ключе («Денек в тылу», «Письмо с фронта»). Главной темой творчества Терпсихорова послевоенных лет становится пейзаж. Образы родной природы на его полотнах исполнены эпической широты и лирической задушевности (серия пейзажей Подмосковья и Прибалтики, 1950-е).

Создал целый ряд полотен, посвящённых различным эпизодам революционного прошлого («После приказа „Патронов не жалеть“», «Этап»), рисующих картины нового быта трудящихся («Русь обучается»), рассказывающих о борьбе старого и нового в деревне («Враги»), о счастливом детстве («Новый Мурзилка», «Окно в мир», «День птиц. Юные натуралисты»). Большинство жанровых работ художника посвящены военной и революционной тематике, «счастливому детству советских детей», «радостям мирного быта», «борьбе с пережитками буржуазного общества».

Основные произведения: «Первый лозунг» (1924), «Бучение (полоскание) белья» (1925), «Раздевалка» (1928), «На митинге» (1930-е), «Конец разрухи на транспорте» (1930-е), «Агитпоход красноармейцев на село» (1930-е), «Перед экзаменами» (1930-е), «Весенние проводы» (1930-е), «Ранняя осень» (1932), «Говорит Москва» (1937), «Утро на Волге» (1938), «Портрет балерины» (1940-е), «Первое письмо В.И.Ленина И.В.Сталину. Новая Уда Иркутской области» (1949), «Кавказ» (1950-е), «Над Окой» (1950), «Осень» (1951), «Закон жизни. Ледоход» (1952), «Штурм Перекопа» (панорама) (1940, в составе коллектива художников).

Произведения находятся в Государственной Третьяковской галерееГосударственном Русском музее (Санкт-Петербург), музеях ВолгоградаНижнего НовгородаСевастополяСочиХабаровска, в частных отечественных и зарубежных собраниях.

Фильтр

Художники
Стоимость
Сбросить
Яндекс.Метрика