3А Соколов Пётр Ефимович (1882–1964)
Живописец-пейзажист и график. Представитель русского авангарда.
Родился, с 1921 жил в Москве, где и умер. Учился в частной студии у И.Машкова, брал уроки у П.Кузнецова. С конца 1910-х участник региональных, областных и московских выставок. Работал ассистентом в художественной студии К.Малевича (1918–1920). По предложению К.Малевича учится и работает в Московских государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ). В 1919 окончил Вторые государственные художественные мастерские, получив специальность литографского рисовальщика. В том же году отделом изобразительных искусств Наркомпроса был направлен в качестве преподавателя в Воронежские государственные свободные художественные мастерские, отделении переименованного во ВХУТЕМАС, руководителем которых была Анна Федоровна Боева (1889–1974), супруга П.Соколова. В 1920 А.Ф.Боеву назначают директором художественного училища в Екатеринбурге. Сотрудник отдела ИЗО Наркомпроса, организатор Свободных государственных художественных мастерских (СГХМ) в Воронеже, Перми, Екатеринбурге и Пензе (1918–1921).
Образцы его живописи и графики 1918–1923 позволяют сделать вывод о том, что он развивал сезаннизм, кубизм и кубофутуризм. Тенденция к выходу за пределы жестко очерченных «канонов», отсутствие стилистических границ, определенный эклектизм — основы творческого метода, обеспечившие ему поиск для формальных экспериментов.
Под влиянием идей Пролеткульта, а также футуристических идей, вместе они устроили «погром» гипсоных слепков и живописи в колледже. По другой информации Соколов, который работал в Екатеринбурге до ликвидации художественного училища, в первые годы революции приехал в Пензу, где он снова возглавил художественное училище и разбил там гипсовые слепки.
В конце 1930-х, пережив духовный кризис, он уничтожает большую часть своих конструктивистских работ и навсегда порывает с формотворчеством. Посредственные лесные и сельские пейзажи 1930–1950-х превратились для него лишь в средство для существования. Но популярные в это время портреты вождей, лозунги и плакаты были чужды его натуре. В середине 1950-х супруги стали членами офортной студии И.Нивинского, просуществовавшей до 1992. Очевидно, что жизнь его складывалась непросто. В прошении в Комиссию по изучению кадров живописной секции МОСХа от 1945 художник упомянул о своих тяжелых жилищных условиях и отсутствии мастерской. П.Е.Соколов известен также как учитель советского нонконформиста, художника Владимира Немухина (1925-2016).
Произведения Петра Ефимовича Соколова находятся в музеях и частных собраниях России и Узбекистана.