+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Шухаев Василий Иванович

shuxaev

2А Шухаев Василий Иванович (24(12).01.188714.04.1973)
Живописец, график, книжный иллюстратор, художник театра и кино, монументалист. Автор портретов, пейзажей, натюрмортов, жанровых картин, иллюстратор книг. Один из самобытных представителей неоклассицизма в русском искусстве начала ХХ в.

Заслуженный деятель искусств Грузии (1962).

Родился в Москве, в семье сапожника, рано осиротел. Жил в Москве, Петербурге-Петрограде-Ленинграде, Финляндии (1920–1921) и в Париже (1921–1935). В 1935 вернулся в СССР, в 19371947 провел в ссылке в Магадане. После реабилитации жил в Тбилиси, где и умер.

Учился в Императорском Строгановском центральном художественно-промышленном училище в Москве (1897–1905) по классу чеканки у К.А.Коровина, И.И.Нивинского и Н.А.Андреева, архитекторов С.В.Новаковского, И.В.Жолтовского. Затем продолжил образование вольнослушателем на живописно-скульптурном отделении в Высшем художественном училище при Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (1906–1912) в мастерской Д.Н.Кардовского (с 1908), где учился и его ровесник А.Е.Яковлев. Дипломная работа «Вакханалия» (1912) встретила непонимание со стороны академического начальства. В 19101912 сотрудничал с режиссёром В.Э.Мейерхольдом, участвовал вместе с А.Е.Яковлевым в качестве актёров в пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н.П.Кабричевского) и «Арлекин  ходатай свадеб» (Дворянское собрание), поставленных Мейерхольдом под псевдонимом Доктор Дапертутто. В 1912 получил звание художника и награду в виде пенсионерской поездки в Италию от Кружка поощрения молодых художников в Риме (русского общества в Риме, 1912–1914). Работал над картинами «Карусель» и «Сусанна и старцы». Вскоре к нему присоединился Яковлев, вместе они путешествуют по Италии, посещают Капри (1914). В 1914 вернулся в Петроград в связи с начавшейся Первой мировой войной, в 1915–1916 на Рижском фронте создал 35 графических портретов офицеров и солдат лейб-гвардии Уланского полка (не сохранились) и свыше 50 портретов офицеров 4-го гусарского Мариупольского Елисаветы Петровны полка (подготовительные рисунки к картине «Полк на позициях», не завершена). В 1916 вместе с А.Е.Яковлевым копирует фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре.

С 1909 участник выставок: «Нового общества художников» (1915, 1917) и «Мир искусства» (1918, 1921, 1927). Член объединения «Мир искусства» (1917). Писал стилизованные под старину портреты, пейзажи, натюрморты, мифологические и жанровые сцены. Расписал храм Николая Угодника в итальянском г.Бари (архитектор А.В.Щусев, 1910–1913), работал в качестве книжного иллюстратора, журнального карикатуриста и художника кино.

Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками. Оба были яркими представителями школы Кардовского, в их творчестве нашло отражение новое для тех лет направление – неоклассицизм. В Италии они изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. Шухаев также использовал почти позабытую в то время технику живописи восковыми красками, приемы работы по золоту. Театральность и ретроспективизм этих произведений были близки художественным принципам мастеров «Мира искусства» и «Нового общества художников», в выставках которого он принимал участие. Интерес к возрождению традиций старых мастеров отличал и «Цех живописцев святого Луки», который в 1917 он организовал вместе с А.Е.Яковлевым и Д.Кардовским. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. После революции Шухаев вместе с другими художниками участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине октябрьских событий, а также в оформлении театральных постановок.

В 1920 он уехал из России и через Финляндию перебрался во Францию. В 1921–1935 жил в Париже. Здесь вместе с А.Е.Яковлевым он открыл собственную школу живописи и рисования и преподавал в ней (19211930), а также работал в художественной школе Т.Л.Сухотиной-Толстой («Русская академия», 1929начало 1930-х). У него уже имелся опыт педагогической работы: ранее преподавал на Женских высших архитектурных курсах Е.Ф.Богаевой, в Рисовальной школе княгини М.Д.Гагариной («Новой художественной мастерской», 19151916), в натурном классе Петроградского училища технического рисования (19171918), в ЦУТР барона А.Л.Штиглица (19171918) и в архитектурном классе Петроградских свободных художественно-учебных мастерских петроградских (19181920). В Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: создал портреты А.Е.Яковлева (1927), С.С.Прокофьева (1932), Ф.И.Шаляпина (1934), оформлял спектакли театра Н.Ф.Балиева, труппы И.Л.Рубинштейн; писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. Кабаре «Летучая мышь» добилось в середине 1920-х феноменального успеха в Париже, Лондоне и Нью-Йорке в значительной степени благодаря оформлению его постановок В.Шухаевым. В 1932 он предпринял поездку в Марокко и Испанию. Привезенные оттуда этюды послужили ему впоследствии материалом для создания целой серии работ. Во Франции он иллюстрировал 12 книг на французском языке (19231928).

В 1935 вернулся в СССР, получил персональную мастерскую и был профессором факультета живописи в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств; преподавал рисунок и акварели в Институте повышения квалификации архитекторов при Академии архитектуры СССР (Москва) с почасовой оплатой (19351937). Принят в члены Всекохудожника, Ленинградского отделения Союза советских художников и Московского отделения Союза советских художников СССР (19351937). В 1936 работал над эскизами монументальных росписей, оформил оперу Дж.Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. С.М.Кирова, создал эскизы оформления пьесы К.А.Тренева «Пугачевщина» в Киевском русском драматическом театре им. Леси Украинки и эскизы к пьесе М.Метерлинка «Синяя птица» для постановки в Киевском театре юного зрителя. Участвовал в оформлении интерьеров московской Библиотеки им. В.И.Ленина. Однако вскоре его постигла участь многих бывших эмигрантов: в 1937 был арестован «по подозрению в шпионаже» и 10 лет провел в ссылке в Магадане, где оформлял спектакли и концерты местного Музыкально-драматического театра им. А.М.Горького. В 1956 был реабилитирован.

В 1947 приглашен в Тбилисский государственный драматический театр им. А.С.Грибоедова для оформления комедии А.Н.Арбузова «Встреча с юностью» и оформил спектаклья «Свадьба Кречинского», оформил оперу П.И.Чайковского «Евгений Онегин» в Государственном театре оперы и балета им. З.П.Палиашвили (1947—1948). Был главным художником Государственного театра им. К. Марджанишвили (с 1948). Оформил спектакль «Давным—давно» по пьесе А.К.Гладкова в Киевском русском драматическом театре им. Леси Украинки (1955). По возвращении из ссылки в 1947 стал профессором кафедры рисунка (1958) Тбилисской Академии художеств (1948–1973). Наибольшую известность снискали его портреты. Он изображал С.Т.Рихтера (1951), С.Ф.Нейгауза (1967), деятелей грузинской культуры. Нередко он, как в годы юности, обращался к старым техникам – энкаустике, работе по золоту. Член Союза художников Грузии (1950).

Персональные выставки: в Париже (1921 (совместно с А.Е.Яковлевым), 1929), Брюсселе (1929), Сиднее (1929), Москве (1936, 1958), Ленинграде (1936, 1962, 1968), Тбилиси (1954, 1962, 1967, 1969, 1971) и Тарту (Эстония, 1972).

Основные произведения: картины «Рыбаки» (1923), «Сдача чайного листа» (1950-1954), цикл «Марокко» по этюдам 1932 (1961), цикл «Лестница жизни» (1963—1964), цикл на темы абхазского народного эпоса (1966); «Автопортрет» (1948, энкаустика), «Портрет студентки Академии художеств Н.Нижарадзе» (1967), «Автопортрет в красной куртке» (1971—1972); портреты И.Ф.Стравинского, Ф.И.Шаляпина, С.С.Прокофьева, Л.И.Прокофьевой (все 1932—1934), С.Д.ЛебедевойС.Т.РихтераА.М.Сараевой-Бондарь (все 1963—1964), Н.Д.Сосновской, В.Ф.Шухаевой, Оли Рудик (все 1969—1970), «Портрет мадам Годар» (1930) «Портрет Е.Н.Шухаевой»; натюрморты «Хлебы. Нормандия» (1923), «Канделябр и книги», «Кумганы», «Гладиолусы» (все 1967), «Бегония у окна», «Туесок и балкарский кувшин», «Кисти в банке и палитра с красками» (1971—1972).

Произведения находятся в ГТГ (Москва), ГРМ (С.-Петербург), Государственном литературном музее Москвы и других российских и зарубежных музеях.

Фильтр

Художники
Стоимость
Сбросить
Яндекс.Метрика