+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Самокиш Николай Семёнович

Не настроено изображение

2В Самокиш Николай Семёнович (25(13).10.1860–18.01.1944)
Украинский живописец, график. Баталист, анималист, иллюстратор, рисовальщик и аквафортист. Работал в жанрах исторической и батальной живописи. Автор ряда работ, посвященных истории запорожского казачества. Основоположник батального жанра украинской советской живописи. Мастер многофигурной, динамической композиции, своеобразного контурного рисунка. Создатель (совместно с С.И.Васильковским) двух уникальных литографических альбомов по истории украинской культуры. В своем творчестве выступал продолжателем традиций русского реалисти­ческого искусства.

Академик живописи (1890), действительный член Императорской Академии художеств (1913). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937). Лауреат Сталинской премии СССР второй степени (1941) за картину «Переход Красной Армии через Сиваш» (1935). Получил Серебряную медаль Всемирной выставки в Париже (1900) за картину «Четверня на повороте». Награжден Орденом Святого Владимира 4-й степени и Орденом Трудового Красного Знамени (1940).

Родился в г.Нежине Черниговской губернии, жил в Петербурге (Петрограде), с 1917 в Евпатории, с 1922 в Симферополе, в Харькове, умер в Симферополе. Учился в Нежинской гимназии у учителя рисова­ния Р.К.Музыченко-Цыбульского, из которой перешел в ученики Императорской Академии художеств (1878–1885), где учился у В.П.Верещагина, П.Чистякова, П.М.Шамшина, К.Б.Венига, В.Д.Орловского, М.К.Клодта, В.И.Якоби, а также в мастерской батальной живописи у Б.П.Виллевальде. Пользовался советами Ю.Ю.Клевера. С начала 1880-х осваивал технику офорта под руководством Л.Е.Дмитриева-Кавказского. За уче­нические работы был награжден пятью серебряными, двумя малыми золотыми медалями (за картины «Возвращение войск на родину», 1881, и «Эпизод из битвы при Малом Ярославце», 1884) и большой золотой медалью (за картину «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году», 1885). В 1883 за кар­тину «Помещики на ярмарке» получил первую премию графа Строганова на ежегодном конкурсе Общества поощрения художеств. Выпущен из Академии со званием класс­ного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу. В 1886–1889 как пенсионер ИАХ жил в Париже, где совершенствовал свое мастерство в студии известного художника-баталиста Э.Детайля. Совершил путешествие по Германии, Бельгии, Италии, Греции и Испании.

С 1887 прикомандирован к военному ведомству для батальных работ, по заданию которого выполнял рисунки, посвященные маневрам и истории кавалерийских полков. В 1888 дважды ездил на Кавказ для сбора материалов для картин, заказанных Тифлиским военно-историческим музеем, и для рисунков, изображающих пребывание императора Александра III и его супруги в Тифлисе. Создал три полотна: «Сражение при Авлиаре», «Баталия при речке Иори», «Защита Наурской станицы», которые принес­ли ему известность как баталисту.

В 1887–1889 вместе с И.К.Айвазовским, Ф.А.Рубо и А.Д.Кившенко написал несколько панно для военно-исторического музея «Храм Славы» в Тифлисе. Вместе с С.И.Василевским расписал здание Полтавского губернского земства. По заказам коннозаводчиков выполнял изображения лошадей. Им исполнено большое количество рисунков (преимущественно пером) для различных иллюстрированных изданий, между прочим, для описаний коронования императора Александра III и Николая II. Иллюстрировал книгу Н.Кутепова «Великокняжеская царская и императорская охота на Руси с Х по ХIХ в.».

Много работал в области книжной и журнальной графики. Во время Русско-японской войны являлся фронтовым корреспондентом, издал альбом «1904–1905. Война: из дневника художника» (СПб., 1905).

Упражняясь в первую пору своей деятельности аквафортным гравированием, он выпустил в свет до 30 листов, изображающих преимущественно бытовые сцены, в которых участвуют солдаты, крестьяне и лошади.

В 1911 выполнил панно для Царскосельского (ныне Витебского) вокзала в Петербурге. Тогда же был приглашен в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, где в 1913 занял пост профессора – руководителя батальной мастерской. Принимал участие в создании художественных студий и музея в Евпатории. Преподавал в Харьковском художественном институте (1936–1941).

Во время Первой мировой войны как корреспондент выезжал на места боевых действий, создал правдивые патриотические произведения на темы этих драматических событий. Его фронтовые зарисовки публиковались в журналах «Нива», «Солнце России» и «Лукоморье».

В советский период его творчество было целиком посвящено Красной армии. В золотой фонд батальной живописи вошли картины «Разведка» (1923), «Пулеметная тачанка» (1930), «Переход через Сиваш (1935), «Н.А.Щорс в бою под Черниговом» (1938). Он был главным консультантом при создании самого масштабного художественного проекта Советской России до 1941 панорамы «Штурм Перекопа», написал картины «Переход Красной Армии через Сиваш» (1935), «Штурм Перекопа», «Штурм Перекопского вала»). Однако «Красный цикл» уравновешивается другим циклом, посвящённым казацкой доблести XVII в. и освободительному восстанию гетмана Богдана Хмельницкого: «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев в 1648 г.» (1929), «Бой Богуна с Чернецким под Монастырищем» (1931), «Бой Максима Кривоноса с Иеремией Вишневецким» (1934), «Гетманцы» (1934).

Произведения находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Киевском музее русского искусства, Симферопольском художествен­ном музее, Харьковском художествен­ном музее, во многих музейных и частных собраниях.

Яндекс.Метрика