+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Пахомов Алексей Федорович

Не настроено изображение

Пахомов Алексей Федорович (02.10.1900–14.04.1973) 2А

График, живописец, скульптор, иллюстратор книг. Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР.

Родился в д.Варламово Кадниковского уезда. Он рано пристрастился к рисованию, его увлечение находило поддержку и понимание в семье. Вспоминая о тех счастливых годах, А.Ф.Пахомов писал: «Моего отца ряд лет выбирали старостой, поэтому бумага в доме водилась». Сначала на юного художника обратила внимание учительница сельской школы, а потом и известный во всей округе человек – В.Зубов. В имении Зубовых, что находилось в семи верстах от Варламова, Пахомов впервые познакомился с иллюстрированными книгами, репродукциями картин знаменитых русских художников И.Е.Репина и В.И.Сурикова. Семья Зубовых сыграла значительную, если не сказать определяющую, роль в судьбе будущего мастера: по ее инициативе на казенный счет он был определен учеником в начальное училище в Кадникове, после окончания которого на собранные Ю.Зубовым деньги отправлен в Петроград в училище барона Штиглица. Земляки и в дальнейшем не оставляли молодого художника. Голодный 1918 г. он пережил в Кадникове, куда был приглашен на должность преподавателя школы первой и второй ступени. Несмотря на материальные трудности, это время он вспоминал с благодарностью: «Весь год я читал. Передо мной раскрывался мир, которого я, оказывается, почти не знал».
В 1915 г. стал учеником знаменитого Центрального училища технического рисования барона Штиглица, где учился у мастеров, составивших «золотой век» русской графики: В.И.Шухаев, С.Чехонин, М.Добужинский, В.Лебедев, Н.Тырса. В 1925 г. окончил живописное отделение Академии художеств (мастерская А.Савинова). Н.Тырса привел его в «Детгиз» к В.Лебедеву, стоявшему у истоков создания новой детской книги. С конца 1920-х гг. А.Ф.Пахомов уверенно вошел в круг ленинградских графиков-иллюстраторов, найдя свой почерк, свои темы и своих героев. После недолгого увлечения искусством Сезанна, затем кубистов он приходит к творческому осмыслению традиций русской культуры, в частности реализма.

Язык Пахомова-иллюстратора формировался постепенно. На первом этапе творчества огромное влияние на него оказывали коллеги: В.Лебедев и Н.Тырса. Классический «пахомовский» стиль, основанный на традициях реализма, определился к середине 1930-х гг., подтвердив коренные связи художника с народной культурой.

Блокаду художник пережил в Ленинграде, ставшем его второй родиной. Здесь он трудится над серией, посвященной осажденному, затем – освобожденному и восстановленному после войны городу. И главными героями графических произведений художника становятся юные горожане, пережившие вместе со взрослыми все тяготы суровых дней. Однажды найдя свою главную тему, Пахомов остался верен ей навсегда.

После войны вернулся в Академию и возглавил графическое отделение, стал профессором.
Алексей Пахомов ярко и талантливо иллюстрировал произведения русской и иностранной литературы (Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина, В.В.Маяковского). Произведения живописи Пахомова открыли зрителю по-детски непосредственный мир советской действительности и стали примером решения художником проблемы освоения цвета. Вот тут и помогли воспоминания деревенского детства и ежегодные летние поездки на родину в Харовский район. Натурные рисунки превращались в законченные композиции, рассказывающие о романтике походов «в ночное», зимних ребячьих забавах, летнем купании и прогулках в лес. Мир детей с его радостями и огорчениями, новизной открытий, будничными заботами и фантазиями о будущем оживал под чутким карандашом мастера. И мы вместе с его героями идем по заснеженной старой деревне, так напоминающей Варламово, вслушиваемся в рассказы мальчишек, сидящих у ночного костра. Мастерски владея рисунком, Пахомов блестяще передавал непосредственность детского характера, то озорного и непоседливого, то не по годам серьезного. Его композиции всегда изобиловали меткими и емкими деталями, точностью найденных поз и жестов, яркой атрибутикой времени. Решая профессиональные задачи в ранний период творчества, художник использовал форму, близкую русской средневековой живописи. Сцены из крестьянского быта – сенокос, косьба – мыслились им как ритуальное действо, сущность которого мог передать лишь язык фрески или иконы. Но и эти картины рождались на основе бытовых наблюдений и зарисовок, которые Пахомов делал постоянно, находился ли он на отдыхе в деревне, работал ли в городе, у себя в мастерской. Даже в этих беглых набросках читался и меткий глаз наблюдателя, и талант рассказчика, умеющего обобщить и обыграть
Вспоминая деревенские традиции, Пахомов описывал, как на каждую Пасху отец украшал избу яркими сытинскими лубками. Такие же «выставки» появлялись и в других домах. Это было настоящим праздником для мальчика, еще не умевшего читать, но с увлечением рассматривавшего эти нехитрые нравоучительные истории, рассказанные языком графики. Не отсюда ли пошел Пахомов-иллюстратор, понимающий психологию ребенка, склонный к сюжетному повествованию, любящий говорящую деталь, умеющий воссоздать и современную и историческую ситуацию.
Выставка, посвященная 100-летию со дня рождения А.Пахомова прошла в Санкт-Петербургской Академии художеств (2001).

Алексей Пахомов положил начало одной из известнейших художественных династий Санкт-Петербурга: сын Андрей Пахомов – известный российский художник-график, профессор Академии художеств, внук Алексей Пахомов – недавний выпускник Академии художеств, член Союза художников.

Фильтр

Художники
Стоимость
Сбросить
Яндекс.Метрика