+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Нисский Георгий Григорьевич

Не настроено изображение

2А Нисский Георгий Григорьевич (21(08).01.1903–18.06.1987)
Живописец-пейзажист, жанрист, график. Автор натюрмортов и монументальных панно. Основная тематика – индустриальный пейзаж, а также батальные сцены и маринистика. Произведения выделяются смелостью композиционных и колористических решений, любовью к природе. Народный художник РСФСР (1965), действительный член Академии художеств СССР (1958). Лауреат Сталинских премии третьей степени (1951) за картины «У берегов Дальнего», «Пейзаж с маяком», «Порт Одесса». Награжден орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями. Бронзовая медаль на Всемирной выставке в Париже (1937) за картину «Севастополь. Встреча» (1935). Серебряная медаль АХ СССР (1964) за комрозициб «На Дальнем Востоке» (1963).

Родился на станции Новобелица Гомельского уезда (Белоруссия) в семье фельдшера, с 1921 жил в Москве, где и умер. В детстве занимался в студии изобразительных искусств, куда попал благодаря местному живописцу Зорину. Учился живописи в Художественной студии им. М.А.Врубеля Гомельского Губполитпросвета (1919–1921) у А.Я.Быховского, затем был откомандирован в Москву в Высшие художественно-технические мастерские на подготовительные курсы (1922). Учился на живописном отделении ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа (1922–1930) в мастерской А.Д.Древина и Р.Р.Фалька, испытал влияние А.А.Дейнеки и П.П.Кончаловского. В начале своего пути Нисский примкнул к кругу «Общества станковистов» (ОСТ), создал ряд пейзажных работ, в которых проявилось новаторское отношение к этому жанру. В 1928 совершил первую поездку на Чёрное море для сбора материала к дипломной работе «Интернационал на „Жиль-Барте“. Восстание французских моряков в Одессе в 1919 году», посвящённая черноморскому мятежу (работа сразу после защиты была приобретена Третьяковской галереей). Помимо учёбы, много внимания уделял спорту, в частности волейболу и акробатике. Уже в ранних его пейзажах царит своего рода магический реализм, наделяющий мир техники поэтическим ореолом. Конец 1930 и 1931 провёл в Отдельной Краснознамённой Дальневосточной армии, оформлял стенгазеты, делал плакаты и панно. С 1935 сотрудничал с журналом «Мурзилка», его графика печаталась на обложках. В 1936 совместно с Дейнекой, Георгием Ряжским и Фёдором Богородским ездил в Севастополь и Балаклаву на этюды, летал на аэропланах, ходил на быстроходных катерах. Увлекался парусным спортом. На Пятой Поволжской парусной регате (1944) в Горьком команда яхты «Ветер», где Нисский был матросом, стала чемпионом.

В сюжетах первых известных работ Нисского, написанных в начале 1930-х, превалирует железнодорожная тематика: «Осень. Семафоры» (1932), «На путях» (1933), «Октябрь» (1933). Однако во второй половине 1930-х обращается к морской теме, пишет морские пейзажи, а в 1940-е — морские батальные композиции: «Манёвры кораблей Черноморского флота» (1937); «Потопление фашистского транспорта» (1942); «На рейде» (1949). Помимо живописи, Нисский много иллюстрировал, оставаясь верен морской теме: «Цусима» А.Новикова-Прибоя, «Морская душа» Л.Соболева.

В годы войны оставался в Москве, сотрудничал в «Окнах ТАСС».

Подлинным певцом индустриального пейзажа Нисский становится в послевоенное время. С середины 1950-х пишет пейзажи, в которых стремится в сконцентрированной форме передать живой пульс времени, наполненное романтикой дыхание эпохи. И позднее его картины – с их широкими, вольными ракурсами и монументальной ритмикой, утверждающей современность как лирическое чувство – воспаряли над средним выставочным уровнем. Параллельно большим вещам постоянно писал маленькие гуаши, романтичные на грани утопической фантастики. В послевоенные годы обратился к ландшафтному пейзажу, где всё чаще появляются станции, поезда: «Белорусский пейзаж» (1947); «Февраль. Подмосковье» (1957). Будучи увлечённым яхтсменом (Нисский владел небольшой трофейной яхтой-швертботом «Нерпой»), он по-прежнему писал водные просторы; однако на этот раз место моря заняли подмосковные водоёмы. Много путешествовал по стране, впечатления воплощались в его полотнах: «На Дальнем Востоке» (1963), триптих «Порт на севере» (1956–1957). Стал одним из предтеч «сурового стиля». Его поздний период был омрачен тяжелой болезнью.

Участник выставок советского искусства за рубежом: Париж (1937), Нью-Йорк (1939), Венецианская биеннале современного искусства (1956, 1972), Всемирная выставка в Брюсселе (1958), Варшава (1951), Дели, Калькутта и Бомбей (1952), Прага, Братислава и Брно (1954), Дамаск, Бейрут, Каир (1955), Лондон (1957). Персональные выставки: в Москве (1950, 1959). Ретроспектива из собраний 25 музеев России и Белоруссии, а также частных коллекций состоялась в Институте русского реалистического искусства (2018).

Основные работы: «Осень», «Белорусский пейзаж», триптих «На севере».

Работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, в музеях бывшего СССР.

Библиография: Киселёв М.Ф., Г.Нисский, Москва, 1972.

Яндекс.Метрика