+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Моносзон Абрам Исаакович

Не настроено изображение

3А Моносзон Абрам Исаакович (1914–24.01.2007)

Белорусско-еврейский живописец. Экспрессионист, восприявший и синтезировавший творческое наследие А.В.Куприна и М.З.Шагала. Писал импрессионистические пейзажи и натюрморты; сюжетные композиции на тему еврейского быта, библейской истории, ироничные композиции из жизни коммунальных квартир. Один из представителей диаспоры «русских еврейских художников», которая развивала традиции школы Ю.М.Пэна и М.З.Шагала, сочетая мир реальный и фантастический, сюжеты, почерпнутые из Торы, и современность.
Родился в Могилеве в семье, соблюдающей еврейские традиции, с 1934 жил в Москве, где и умер. Начал учиться живописи в Могилёве у художника Натана Моисеевича Воронова. Был призван в Красную армию, а после демобилизации в 1934 переехал в Москву. Окончил художественное отделение Московского текстильного института (1941), где живопись преподавал Александр Куприн, а рисунок Вениамин Эйгес. Благодаря Куприну приобщился к живописным традициям «Бубнового валета», а с помощью Эйгеса – к еврейской изобразительной традиции. Воевал с марта 1942 и был демобилизован в августе 1945. Вернувшись в Москву, работал в художественном комбинате как художник-живописец, подрабатывал заказами в области полиграфической продукции и писал картины.

Основными темами его работ поначалу были натюрморты и пейзажи, а потом к ним добавились жанровые сценки из цикла «Коммуналки» (1960-е), цикл «Майн Могилев» («Мой Могилев» – тематика цикла еврейский Могилев и жизнь белорусских местечек), «Холокост» («Портрет матери», «Сгоревшее детство», «У врат рая», 1950-е) и цикл, который он считал верхом своего творчества, картины на тему книг ТАНАХа – еврейского Священного писания, созданные в 1982–1995. В этот цикл входили картины «Адам и Ева», «Изгнание из Рая», «Иосиф раздает хлеб в Египте», «Спасение Моисея», «Первые скрижали», «Золотой телец», «Самсон и Далила», «Самсон», «Пир Валтасара», «Руфь моавитянка», «Артаксеркс, Эсфирь и Аман». Любимой его картиной была «Шабат в Могилеве» (1984). На ней изображена вся большая семья Моносзон, встречающая шабат.

С 1949 участник городских, республиканских и всесоюзных выставок, экспозиций Московского отделения Союза художников РСФСР. Но за «неверное изображение образа вождя» на картине «Ленин и дети» его исключили из Союза художников СССР (1956).

С 1950-х Моносзон наряду с созданием пейзажей и натюрмортов обратился к сюжетно-тематической картине и жанровой живописи, в которых яркое воплощение получили национальные еврейские мотивы. В 1970–1990-е писал религиозные и жанровые композиции, пейзажи и натюрморты.

В середине 1990-х Моносзон, не имеющий возможности показывать свои картины, узнает о существовании в московском районе Измайлово, вначале подпольного, а в те годы уже просто неофициального, еврейского музея, который создал деятель еврейского культурного движения в СССР Александр Фильцер вместе с помогавшими ему художниками. Он начинает посещать музей и выставлять там свои произведения. В 1997 в этом музее открывается первая, после долгого перерыва, выставка 83-летнего художника, на которой было выставлено 12 его картин. Будучи весьма пожилым человеком, Моносзон беспокоился о будущем своих еврейских и, как ему казалось, никому не нужных в России, работ. В 1999 он принимает решение отправить их в Израиль. Хотя, незадолго до этого Музей еврейского наследия и Холокоста (в настоящее время Мемориальная синагога на Поклонной горе в Москве) приобрёл в своё собрание его картину «День Победы». Персональные выставки: в Москве (1997, 2004, 2006 вместе с Л.Нисенбаумом, И.Табенкиным, 2014) и Витебске (2009).

Картины находятся в частных собраниях в России, Франции, США, Италии и Израиля. Работы А.Моносзона включены в цикл выставок, основанных на работах Меера Аксельрода «Немецкая оккупация», подготовленных Фондом Александра Печерского: Государственный центральный музей современной истории России; Нижегородский государственный выставочный комплекс и Академия художеств (Петербург).

В корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» находится 6 его работ, в том числе «Игра в карты» из цикла «Коммунальная Москва» (1962), два пейзажа, религиозные композиции «Адам и Ева» и «Изгнание из рая» (все – 1970-х), а также жанровая композиция «Пожар» (1990).

Фильтр

Художники
Стоимость
Сбросить
Яндекс.Метрика