+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Лабас Александр Аркадьевич

Не настроено изображение

Лабас Александр Аркадьевич (19.02(03.03).1900–30.08.1983) 1А
Живописец, график, монументалист, театральный художник, дизайнер. Представитель постфутуристического экспрессионизма, эстетизировал ценности индустриального мира. Особая манера, придающая масляным краскам прозрачную легкость акварели, вносит в его образы живое ощущение полета («В кабине аэроплана», 1928, ГТГ; «Дирижабль и детдом», 1930, ГРМ). Обладал оригинальной живописной манерой (размытая кисть). Ему удалось передать впечатление динамики, скорости, полёта в неподвижной картине. Его живопись колористически изысканна, акварельно-прозрачна, оставляет впечатление нарядной и радостной легкости.

Родился в Смоленске в еврейской семье журналиста и издателя, с 1910 переезжает с семьей в Ригу, с 1912 жил в Москве, где и умер. В 1907 поступил в гимназию и одновременно учился в частной студии художника В.И.Мушкетова в Смоленске. В 1910 семья переехала в Ригу, где его отцу предложили место редактора художественной газеты. Учился в Московском художественно-промышленном училище им. С.Г.Строганова (1912–1917) у П.Галаджев, Ф.Ф.Федоровского, братьев Стенберг. Посещал также студии Ф.И.Рерберга и И.И.Машкова (1915–1916), Государственные свободные художественные мастерские (1917), где учился у П.П.Кончаловского, Ф.А.Малявина, К.Малевича, В.Кандинского, П.Кузнецова, К.Истомина. В 1919 ушел добровольцем в Красную Армию, был художником 3-й армии Восточного фронта. Демобилизовавшись, преподавал в Государственных художественных мастерских в Екатеринбурге, затем вернулся в Москву и продолжил обучение в Высших художественно-технических мастерских (1921–1924) у Д.П.Штеренберга. По приглашению В.А.Фаворского преподавал живопись и цветоведение во ВХУТЕМАСе (1924–1929) и в Коммунистической академии им. Н.К.Крупской (Москва, 1926). С 1921 участник выставок.

Один из учредителей и член правления «Общества художников-станковистов» (1925), член «Группы проекционистов» (1922). Работы  экспонировались на выставке советского изобразительного искусства в Нью-Йорке. В 1930-е его работы выставлялись на многих международных выставках. 

В начале 1920-х оформлял декорации к постановкам Государственного Еврейского театра (ГОСЕТ) в Москве. В 1920–1930-е экспериментировал с беспредметным искусством («Цветовая композиция. Овал», 1920–1921, ГТГ) и конструктивизмом. Порою эти мотивы слагались в целые научно-фантастические утопии, придавая его творчеству отчетливый привкус авангарда. Лабас писал также чисто природные и историко-архитектурные пейзажи, был мастером броского, остро очерчивающего характер портрета. Драматически-стихийны, далеки от чисто пропагандистской дидактики созданные им образы революции. В 1935–1936 обвинялся в формализме, его работы не приобретались музеями, не принимались на выставки. С 1966 началось его возвращение к зрителю. В 1970-е вновь обратился к абстракции, варьируя свои ранние работы в более живописном ключе.

Произведения находятся в ГТГ (Москва), ГРМ (Санкт-Петербург), ГМИИ им. А.С.Пушкина, Политехническом музее (Москва) и региональных музеях.

Яндекс.Метрика