Котов Петр Иванович (08.07.1889–04.07.1953) 2В
Живописец. Народный художник УССР, заслуженный деятель искусств РСФСР (1946), действительный член Академии художеств СССР (1949). Лауреат Сталинской премии СССР (1948). Профессор (1940).
Родился в слободе Владимировка Астраханской губернии, в семье иконописца, с 1923 г. жил в Москве, где и умер. Учился в Казанской художественной школе (1903–1909) у Н.И.Фешина, затем в Академии художеств в Петрограде по мастерской батальной живописи, руководимой Ф.А.Рубо и Н.С.Самокишем. Изучал живопись старых мастеров в Эрмитаже и Русском музее. В 1916 г. за работы «Сбор на охоту» и «Письмо с Родины в окопах» получил звание художника и право пенсионерской поездки за границу. Был одним из идеологов АХРР (1923–1928). Преподавал в Астраханском отделении ВХУТЕМАСа (1937–1941), во ВГИКе (1944–1948), Московском художественном институте им. В.И.Сурикова (1948–1951), Харьковском художественном институте (1946–1952).
В годы войны в Пензе был ответственным за выпуск «Окон ТАСС».
Наиболее известен как автор произведений батального жанра и картин на индустриальные темы. С конца 1930-х гг. работал как портретист.
Произведения П.Котова находятся в собраниях ГТГ (Москва), ГРМ (Санкт-Петербург), Саратовского художественного музея им. А.Н.Радищева, Киевского музея русского искусства, а также в частных коллекциях за рубежом.
Внимательный наблюдатель, любящий человеческое лицо в его тонко уловимых выражениях, он сумел сочетать любовь к натуре со зрелой мыслью подлинно советского мастера, осознавшего величие дел своих современников. Его произведения отличает больший лиризм, мягкость, интимность. Портрет академика Н.А.Бурденко (1943) по праву считается одной из лучших работ Котова. В нем создан образ умудренного жизненным опытом ученого, образ очень сдержанный и глубокий.
Одно из лучших его полотен П.Котова – портрет электросварщицы завода «Красное Сормово» Е.К.Михеевой (1947), образу которой при явной представительности присущ оттенок лиричности, теплоты, мягкости. В этом произведении художник, пожалуй, полнее всего выразил себя как портретист. Внимательный наблюдатель, любящий человеческое лицо в его тонко уловимых выражениях, он сумел сочетать любовь к натуре со зрелой мыслью подлинно советского мастера, осознавшего величие дел своих современников. Более традиционен написанный в 1947 г. портрет академика Н.Д.Зелинского.
Произведения П.Котова находятся в собраниях ГТГ (Москва), ГРМ (Санкт-Петербург), Саратовского художественного музея им. А.Н.Радищева, Киевского музея русского искусства, а также в частных коллекциях за рубежом.
Библиография: Разумовская С.В. П.И.Котов. М-Л., 1950.