+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Блэк Александр Эдуардович

Не настроено изображение

4В Блэк Александр Эдуардович (1907–1970)
Художник кино, график.

Родился в Санкт-Петербурге, жил и умер в Ленинграде. Окончил Ленинградский высший художественно-технический институт (1931) у В.Конашевича и Д.Митрохина. С 1933 работал художником на киностудии «Ленфильм». Участвовал в создании фильмов: «Человек с ружьем» (1938), «Аринка» (1939), «Шестьдесят дней» (1940), «Валерий Чкалов» (1941), «На переломе» (1957), «В дни Октября» (1958), «Чолпон – утренняя звезда» (фильм-балет, телеспектакль, 1959), «Эзоп» (телеспектакль, 1960), «Пойманный монах» (1960), «Водяной» (короткометражный, 1961), «Когда разводят мосты» (1962), «Два воскресенья» (1963),

«Перед судом истории» (документальный, 1965), «Первый посетитель» (1965), «Авария» (1965), «Происшествие, которого никто не заметил» (1967), «Два билета на дневной сеанс» (1967), «Моабитская тетрадь» (1968), «Голубой лед» (1969), «Рядом с другом» (документальный, 1969). Оформлял спектакли в Театре комедии, в оперной студии Ленинградской консерватории.

В период Великой Отечественной войны находился в блокадном Ленинграде.

Осенью 1941 его дом разбомбили. Больше всего он переживал о потере дневника с рисунками. Через два дня дневник нашелся в развалинах. Автор работ, посвященных Ленинграду.

Экспонировал 120 графических работ на выставке «Над вольной Невой» (2002) в Государственном музее современной истории России, посвященных осаде города, сумевшего противопоставить голоду, бомбам, обстрелам свою веру и мужество. Залитые мертвенным светом луны или озаренные пожарами ночные улицы Ленинграда запечатлел Блэк. Он стал своего рода хроникером первого, самого страшного года блокады, продолжавшейся 900 суток. Лишены ложного пафоса и внешней броскости рисунки 1941 года, каждый из которых снабжен точной датировкой: "Ночь. 13 июля 1941 г.", "Проходят войска. 22.8.41", "Танки. 1.10.41". Жители готовят город к обороне, борются с разрушениями после бомбардировок, а затем и с голодом, с жестоким холодом – таковы сюжеты рисунков и сегодня вызывающие волнение и сопереживание. Серию зарисовок зимы 1941–1942 годов объединяет лейтмотив: "Холод, голод, темнота". Однако ни автор, ни его родной Петербург не сдаются – этим настроением пронизаны работы Блэка.

Графика Блэка блокадной поры осталась в одном ряду с радиообращениями Всеволода Вишневского, музыкой Дмитрия Шостаковича, стихами Ольги Берггольц. Показ обширной коллекции "блокадной" графики художника, которая сложилась в бывшем музее революции, его сотрудники – хранители истории России ХХ в. – расценивают как важное событие в деятельности музея.

 Каждый день с 22 июня 1941 по 15 апреля 1942 он выходил на улицу и рисовал. После эвакуации в 1942 в Таганрог врачи утверждали, что от неизбежной смерти от дистрофии его спасли занятия рисованием.
Его работы – правда абсолютная. Жуткая, страшная и даже отвратительная. «Они торговали человеческим мясом», «Ее зарезали», «125 грамм хлеба» – со стеклом, песком, глиной. «Охота за редкой дичью»: блокадники ловят котенка за хвост.


Фильтр

Художники
Стоимость
Сбросить
Яндекс.Метрика