+7 (495) 669-34-15

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Беляев Николай Яковлевич

Не настроено изображение

4В Беляев Николай Яковлевич (28.05.1916–01.2001)
Живописец и график. Обращался к разным жанрам, но в изображении природы наиболее полно ощущается притягательность его искусства. Автор произведений станковой живописи и графики, справедливо считается одним из патриархов изобразительного искусства Сергиева Посада и создателей городской организации Союза художников. Оставил после себя великолепное наследие акварелей высочайшего уровня, что является редкостью для художников советского периода. Заслуженный художник РСФСР (1978). Кавалер ордена Трудового Красного Знамени. Почётный гражданин Загорского района.

Родился в г.Царицыно в семье школьного учителя физики, с 1933 жил в г.Сергиев Посад (Загорск), где и умер. С детских лет увлекся рисованием, посещал частную студию художника Дурнао. После училища работал дежурным слесарем-мотористом в г.Армавире. В 1933 поступил на работу чертёжником-художником в Птицеводческий институт, потом его перевели в Москву, во Всесоюзный институт животноводства в качестве художника-оформителя. Учился в Московском областном художественном училище «Памяти 1905 года» (1936–1939). С последнего курса его призвали в армию и в конце 1939 был переведён в Студию военных художников им. М.Б.Грекова (1939–1943). В начале войны был направлен на фронт в штаб обороны Москвы в качестве военного художника. Кроме того, он был внештатным корреспондентом газеты «Красный воин», где печатались его рисунки и выразительные антифашистские карикатуры. В январе 1942 с группой военных художников был направлен на Центральный фронт в 16 Армию, которой командовал генерал-лейтенант К.К.Рокоссовский. По прибытии в г.Сухиничи получил направление на передовую в 12 Гвардейскую дивизию в качестве бойца-военного художника и фронтового корреспондента газеты «Красный воин» и журнала «Красноармеец». 20 апреля 1942 был тяжело ранен, контужен. Ампутация кисти правой руки и последствия контузии могли заставить Николая Яковлевича навсегда отказаться от живописи. Вернувшись в Загорск, за год научился рисовать и писать картины левой рукой. В 1943 вместе с загорскими художниками организовал выставку в Троице-Сергиевой лавре.

До 1962 работал живописцем, участвовал во всероссийских, всесоюзных и международных выставках. Беда нагрянула внезапно. Художник перенёс простудное заболевание, которое осложнилось ревматизмом. Врачи запретили заниматься живописью. Нагрузка для единственной руки была слишком велика. По совету загорского художника Ц.Стоянова стал заниматься акварелью, что не требовало больших физических усилий. Не сразу овладел техникой. Но проходит немного времени – и Беляев становится непременным участником всех всесоюзных выставок акварелистов.
Он был в числе организаторов и одним из первых председателей Московского областного отделения Союза художников, неоднократно избирался депутатом Загорского горсовета, руководил комиссией по вопросам культуры.
Образный язык Н.Я.Беляева ориентировался на традиции таких художников, как К.Ф.Юон, В.Н.Бакшеев, П.П.Соколов-Скаля, опирался на наследие «передвижников» и художников АХР. В ранний период его творческой деятельности заметны тематические поиски, стремление к многообразию композиционных решений, манеры исполнения. Картины, посвященные детям и детству, составляли основное содержание живописи конца 1940–начала 1950-х. Полотно «Советские ребята» было приобретено в коллекцию Русского музея.

В 1950–1960-х обращается к ленинской тематике, решая её и в плане раскрытия человеческой личности через портретный образ, и через пейзаж, связанный с местом ее жизни и деятельности. В картинах «Беседа» и «Дети в Горках» проявилась особенность многих его тематических произведений – жанровая сцена не мыслится автором вне пейзажа.

Видное место в творчестве художника занимает портрет.

Стремление постичь тайны пейзажной живописи сформировалось еще в студенчестве под влиянием П.И.Петровичева. Пленэрный пейзаж, исполненный в технике акварельной живописи, становится ведущим в его творчестве с 1960-х. Акварели он пишет на натуре «с ходу», в один сеанс, порой искренне радуясь внезапно начавшемуся дождю, капли которого вносят неожиданный эффект законченности в лист, над которым он только что работал.

В своем творчестве часто обращался к образу Сергиева Посада, в наследии имеется много эпизодов истории города: «Загорск в 1943 году», «Зима из окон мастерской», «Осень в Сергиевом Посаде», «Загорск. Овражный переулок», «Весенний дождь в Загорске».

Характер выбора природных мотивов позволяет говорить о тяготении художника к лирическому искусству. Часто он обращается к образу Лавры, передавая ее величественный ансамбль в блеске красок лета и как бы прикрытом таинственным серебристым покрывалом сумеречных осенне-зимних дней. Для придания рисунку завершенности художник кистью проходится в главных деталях, сочетая приемы работы «по-сырому» с легкой пропиской в несколько слоев. Жидкие, прозрачные слои акварели позволяют добиться выразительных живописных эффектов в сериях пейзажей, посвященных природе Средней Азии, Болгарии. Густой слой акварели в сочетании с белилами (материал более декоративный), прописанный по коричневому картону, стал важным средством образной характеристики пейзажа в листе «Декабрь во дворе» (1979). К несомненным удачам можно отнести натюрморты «Сирень у зеркала» (1978), «Осенний натюрморт» (1970), выдержанный в благородной золотисто-коричневой гамме.

Провел 12 персональных выставок. Член Союза художников СССР (1945).
Работы находятся в Государственном Русском музее, Центральном музее Вооружённых сил, в музеях Свердловска, Перми, музеях изобразительного искусства Софии и Плевена, Сергиево-Посадского художественного музея-заповедника, библиотеке им. А.С.Горловского (Сергиев Посад), бывшего СССР и стран Европы.

Библиография: В альбом, подготовленный к 80-летнему юбилею художника, включены репродукции, дающие представления о творческой манере, особенностях живописного и пластического языка произведений Н.Я.Беляева. 1996.

Фильтр

Художники
Стоимость
Сбросить
Яндекс.Метрика